В свое время были самые разные предложения – как увековечить подвиг защитников волжской твердыни. Была, например, идея возвести на кургане пирамиду.

Символ коммунизма

К теме пирамиды в 1953 году обратилась творческая группа под руководством архитектора Сергея Нанушьяна. И это была не просто пирамида, а пирамида, так сказать, коммунистическая. То есть, «звездообразная» пирамида (по терминологии авторов проекта). В письме, адресованном Сталину, авторы отмечали:

«...Коммунистическая идеология все больше и больше овладевает умами трудящихся на всех пяти частях света, объединяя их вокруг символа коммунизма – пятиконечной звезды. Старые символические формы враждебны советской архитектуре, советская пирамида – отражение идей эпохи. Пирамида, построенная в Сталинграде, приведет к качественным изменениям в области архитектуры, равносильным революционным преобразованиям... ».

«Такой момент настал…»

По замыслу архитекторов, памятник, выполненный из светло-розового гранита, должен был занять возвышенность Мамаева кургана. Диаметр 820 м, общая высота 215 м, диаметр звездообразной пирамиды 392 м, ее высота 155 м. 2 февраля 1953 года, обеспокоенный тем, что долго не получает ответа на свое предложение, Нанушьян обращается к секретарю Сталинградского обкома Гришину:

«...В день 10-й годовщины победоносного завершения Сталинградской битвы со своими чаяньями и надеждами обращаемся к вам по поводу проекта памятника героям обороны Царицына и Сталинграда. Прошло пять месяцев с тех пор, как означенный проект, посланный на имя Иосифа Виссарионовича Сталина, был наеправлен главному архитектору Сталинграда тов. Симбирцеву на предмет обсуждения и заключения. До сих пор мы не получили ни одного сообщения о проекте. Нам это кажется странным. Памятник в самой идеальной объемно-пространственной форме отражает святая святых нашей жизни – символ коммунизма... Композицией Советской пирамидой, которую мы считаем самой типической и поэтому самым политически заостренным образом Советской архитектуры, должны быть заложены основы зодчества коммунистического общества… На решающих этапах истории зодчества наступают такие моменты, когда сила нового художественного образа оказывается достаточной, чтобы преодолеть препятствия. Нам кажется, что такой момент настал.

От имени авторов С. Нанушьян».

Последняя страница письма Сергея Нанушьяна Иосифу Сталину

«Не передает идеи борьбы и победы»

Между тем заключение по проекту скульптора С. Т. Коненкова, архитекторов С. С. Нанушьяна и Л. М. Нанушьяна было подготовлено уже в январе 1953-го. Экспертами по этому проекту выступили главный архитектор Сталинграда В. Н. Симбирцев и архитектор И. К. Белдовский, которые сказали: «Нет»:

«...Нет - хотя бы потому, что «пирамида была создана как гробница, и поэтому образ пирамиды не передает идеи борьбы и победы… Пирамида родилась как могучая архитектурная форма в ландшафте пустыни, как контраст к ее плоскости… Сооружение пирамиды на холмистой местности нелогично. Поместив внутри гробницы-пирамиды скульптуру «За мир», авторы пришли в противоречие с содержанием «борьбы за мир», сила которого заключается в вовлечении сотен миллионов людей в эту борьбу... ».

Один из самых претенциозных проектов, соавтором которого выступил архитектор Сергей Нанушьян, был, таким образом, решительно отвергнут. Но это была далеко не последняя идея, как увековечить на Мамаевом кургане победу советского народа в Великой Отечественной войне и в Сталинградской битве…

Прочитать ещё

О некоторых образцах иностранной военной техники, поставленной СССР по ленд-лизу и участвовавшей в битве на Волге, наша газета рассказывала не так давно. В частности, об английских тяжелых танках «Черчилль». Сегодня мы продолжим эту тему. Наверняка немногие знают, что на заключительном этапе Сталинградского сражения на вооружении танковых полков в бригадах 5‑го механизированного корпуса были только английские пехотные танки «Mk II Матильда II» (Infantry Tank Mk II «Matilda II») и «Mk III Валентайн» (Infantry Tank Mk III «Valentine»).
Трудно представить себе современный Волгоград без его всемирно знаменитого монумента «Родина-мать зовет!» работы скульптора Евгения Вучетича. Сейчас уже мало кто знает, что были в свое время у Евгения Викторовича совершенно иные идеи относительно главного монумента Мамаева кургана. Свои варианты разрабатывали и другие художники, в их числе – наш земляк, известный скульптор Петр Малков.