Паровоз против самолета
– 28‑й отдельный дивизион бронепоездов был сформирован в начале 1942 года в Оренбурге, – рассказывает краевед Александр Смирнов. – В феврале 1942‑го командиром назначили капитана Могилевцева, который прошел с дивизионом всю войну.
Составы бронепоездов строил Ташкентский паровозоремонтный завод: боевые поезда № 1 (с 5 декабря 1942 года – новый № 677) «Узбекистан» и № 2 (новый № 708) «Комсомол Узбекистана». Эти боевые платформы дивизион получил в апреле 1942‑го.
Лейтенант Андрей Погребной (справа на фото – во время битвы, слева – после войны)
в перерывах между боями в Сталинграде познакомился с девушкой по имени Юлия, с которой взял обещание писать ему. Эта встреча среди бомбежек и обстрелов стала для бойца любовью на всю жизнь. Воспоминания Погребного о Сталинградской битве вошли в книгу мемуаров «И в бою, и в труде».
Командиром первого стал лейтенант Иванов, потом – старший лейтенант Коныгин. Второй бронепоезд возглавил старший лейтенант Грешнов.
– В известной книге «Бронепоезда в Великой Отечественной войне» наши составы упомянуты лишь вскользь, поэтому я считаю исключительно важным дополнять историю с использованием новых фактов, – считает историк-краевед.
23 июля 1942 года состав под номером 1 принял боевое крещение – своими зенитками отражал воздушную атаку фашистских самолетов, которые бомбили наши эшелоны на станции Арчеда.
Железнодорожное полотно оказалось усеяно воронками от бомб, но дорогу восстановили, и бронепоезд № 1 отправился на участок Калач-Карповская. Там он поддерживал легендарную 62‑ю армию Чуйкова.
5 августа состав перебросили на помощь 64‑й армии Шумилова, которая в это время сдерживала наступление 4‑й танковой армии Гота. Жестокие бои шли в районе Абганерово – разъезд 74‑й километр – Тингута – Тундутово – Сарепта.
8 августа бронепоезд № 1 выдержал 14 (!) налетов вражеской авиации в районе станции Тингута. Была полностью разрушена бронеплощадка, погибло семеро бойцов, 15 оказались тяжело ранены.
Но бронепоезд ответным огнем смог сбить два бомбардировщика противника. Наших убитых героев привезли на разъезд Чапурники и на следующий же день похоронили там в братской могиле.А бронепоезд поставили на ремонт. Его восстановили всего за два дня и снова отправили сражаться.
На братской могиле в Чапурниках
Переправа на плотах
10 августа страшному налету фашистской авиации подвергся бронепоезд № 2 – погиб один солдат, двое были ранены.
26 августа, дополняет рассказ коллеги кандидат исторических наук, заведующий Волжским музейно-выставочным комплексом Максим Опалев, по личному распоряжению командарма Толбухина 28‑й дивизион бронепоездов сделал огневой налет на скопление противника в балке Песчаная.
В этом районе готовились к наступлению части 14‑й танковой и 94‑й пехотной дивизий немцев. По докладу разведки результаты стрельбы были успешными, немецкая атака сорвалась.
29 августа в связи с серьезным положением на фронте все имущество базы дивизиона на самодельных плотах переправили на левый берег Волги, откуда бронепоезда снабжались всем необходимым.
Для этого дивизион имел свою лодочную переправу через новое и старое русла и таким образом не зависел от армейских переправочных средств.
12‑14 сентября 1942 года сталинградские бронепоезда поддерживали части 138‑й стрелковой дивизии в районе Бекетовка-Купоросное, израсходовав при этом 1090 снарядов.
Дивизион имел свой наблюдательный пункт и постоянную связь с командирами полков. Это позволяло нашим бронепоездам успешно действовать, несмотря на то что железную дорогу постоянно разрушала артиллерия врага, и ее приходилось ежедневно восстанавливать.
2 октября части 64‑й армии перешли в наступление с задачей сковать южный фланг сталинградской группировки противника.
Дивизион двумя бронепоездами вел огонь по району Зеленой Поляны, где располагались немецкие батареи. Всего за октябрь 1942 года совершено 14 (!) налетов в поддержку 422‑й стрелковой дивизии, которая сражалась за Купоросную Балку и Купоросное.
При этом часть атак – например, 25 октября – велись с открытых позиций, что требовало особого мужества.
– Два месяца бронепоезда действовали на одном участке Бекетовка-Купоросное, открытом на всем протяжении и постоянно обстреливаемом немецкой артиллерией и минометами, – рассказывает Максим Опалев.– Выжидательные позиции находились в районе Лесобазы среди разбитых и сгоревших вагонов.
В период с 24 ноября по 12 декабря дивизион вел бои совместно с частями наступавшего 7‑го стрелкового корпуса.
И действовал дивизион весьма активно – только за один день 8 декабря произвел 10 (!) налетов и уничтожил до 50 солдат противника, 2 дзота, 8 блиндажей и рассеял группу из 15 танков.
На братской могиле в Чапурниках
Всего за время боев под Сталинградом бронепоезда 28‑го дивизиона произвели 91 огневой налет, израсходовав около 10 тыс. снарядов. Было уничтожено 3 минометных батареи, 24 пулеметные точки, 4 склада, 10 дзотов, 19 блиндажей, подавлен огонь 14 минометных и 10 артиллерийских батарей, рассеяны до 8 рот пехоты и группа танков, сбито 2 самолета.
По итогам боев отмечалось, что «умелая маскировка и применение бронепоездов к местности, а также постоянное маневрирование дали возможность бронепоездам избежать больших потерь в материальной части и личном составе от огня артиллерии и авиации противника».
Передохнуть не дали
Во время сражений с участием сталинградских бронепоездов было много примеров настоящего героизма. Вот лишь одна история. Ее рассказала нам волгоградка Татьяна Рачина, долгое время проработавшая в заводской многотиражке «Каустика».
Наша коллега собрала сведения о славной судьбе работника волгоградского предприятия Андрея Погребного, воевавшего на бронепоезде во время Сталинградской битвы.
Его воспоминания вошли в книгу мемуаров ветеранов-химиков «И в бою, и в труде», вышедшую в 2007 году. Татьяна Рачина участвовала в ее подготовке и сохранила копию статьи из газеты «Правда» от 16 января 1943 года о подвиге Погребного.
В начале 1942 года после окончания Бакинского зенитно-артиллерийского училища его направили в Оренбург в запасной артиллерийский полк. Там формировался бронепоезд, нужен был командир взвода. Набрав команду, грозный состав отправился на защиту Москвы, но к основным боям не успел. Тем более что в Коломне на бронепоезд нужно было поставить пушки и другое вооружение. Вот как об этом вспоминал сам Андрей Погребной:
«...В это время разворачивалась битва на Волге. И уже в конце июля мы приняли участие в боях под Сталинградом – в районе Абганерово, Тингуты.
Перед нашим дивизионом была поставлена задача – держать оборону и не дать противнику пройти к Волге, но так как бронепоезд «привязан» к железной дороге, район действий был ограничен отрезком от Горной Поляны до Тундутово (ныне станция Канальная. – Прим.авт.). Особенно страшные бои шли в тех местах, где сейчас расположен профилакторий. Здесь погибло много наших воинов...».
9 августа бронепоезда выехали на огневые позиции, связались с пехотой и с помощью полученной информации подавили огневые точки противника. Однако и сами были подвергнуты налету вражеских бомбардировщиков, понесли потери. Но с помощью зенитных пулеметов, которыми был оснащен их бронепоезд, удалось сбить два самолета.
Обелиск солдатам, сражавшимся в Сталинграде на бронепоездах.
Это было мощное преимущество бронепоезда перед танками, которые не могли сопротивляться атакам авиации в первой половине войны. Из мемуаров Погребного:
«...Кончилась вода – тяга‑то паровая! – и нам нужно было идти на заправку. Водонапорная башня в Тингуте оказалась разбита, в Чапурниках тоже. Заправиться водой мы смогли только в речпорту. День практически закончился.
На обратном пути часов в семь вечера встретили свой второй бронепоезд: в результате прямого попадания в башню он вышел из строя, были убитые, раненые. На следующий день почти то же самое повторилось уже с нашим бронепоездом...».
После завершения боев на южной окраине состав перебросили в Бекетовку – дальше к центру города пути были разбиты. Оттуда вели огонь по Ельшанке, кожзаводу – помогали 62‑й армии.
После войны коллектив «Каустика» установил обелиск героям, сражавшимся на бронепоездах.
– Вместе с жителями Светлоярского района ухаживаем за братской могилой воинов, – говорит член совета ветеранов «Каустика» Василий Икленков.– И дважды в год – 19 ноября и 2 февраля – приезжаем в Чапурники со школьниками отдать дань памяти героям.