Несколько лет назад автору этих строк снова попала в руки книга «Сталинградский рубеж». Автор – Николай Иванович Крылов. Над ней он работал до самой своей смерти в 1972 году. Я немало прочитал военных мемуаров, но нигде не встречал предисловия, написанного таким прославленным полководцем, как А. М. Василевский – начальник Генштаба времен войны, кавалер ордена Победы № 2 (у Сталина – № 3).
Эта книга удачно дополняет воспоминания В. И. Чуйкова «Сражение века», в частности, потому, что Василий Иванович прибыл в 62-ю армию почти на месяц позже Крылова, назначенного начальником штаба 62-й армии в августе 1942-го.
Читая воспоминания Крылова, задался вопросом: а как же так получилось, что на карте нашего города-героя нет улицы его имени, а, к примеру, в Севастополе – есть? (К слову, в первых изданиях «Энциклопедии Сталинградской битвы» имя Крылова вообще не упоминалось, появилось лишь в третьем издании 2015 г.)
Н.И. Крылов, главнокомандующий РВСН в 1963-1972 гг.
Итогом размышлений стала статья, опубликованная в одной из газет пару лет назад. А потом образовалась инициативная группа общественности, которая решила добиваться присвоения одной из улиц Волгограда имени полководца. Но об этом чуть ниже. А пока, полагаю, надо напомнить о судьбе Николая Крылова.
На переднем крае
В годы войны генерал Крылов с первого до последнего дня руководил героической обороной Одессы (70 дней), затем Севастополя (250 дней) и, наконец, Сталинграда (162 дня – непосредственно в городе). В перечисленных сражениях Крылов занимал пост начальника штаба, первого заместителя командующего армией.
Излишне говорить, что последнее сражение было самым ожесточенным и самым трудным, учитывая проблемы со снабжением окруженной по суше армии и ничтожную глубину занимаемого ею плацдарма. Последний измерялся в некоторых местах считанными сотнями метров, а в самом широком месте – от Волги до вершины Мамаева кургана – 1,6 км. Но самое главное, Сталинград имел колоссальное политическое значение, к нему были прикованы взоры всего мира. Решался вопрос, кто кого.
В штабе 62-й армии. Слева направо: Н. И. Крылов, В. И. Чуйков, К. А. Гуров, А. И. Родимцев. Сталинград, ноябрь 1942 г.
Первую «Золотую Звезду» генерал-лейтенант Крылов, будучи командующим армией, получил за белорусскую операцию «Багратион», а вторую – за умелое руководство войсками в Восточно-Прусской операции вкупе с крайне нестандартными действиями той же армии в Манчжурии, спасшими жизни сотен, если не тысяч ее бойцов.
В послевоенной карьере полководца были такие ключевые посты, как командующий Ленинградским военным округом, затем – Московским. На этой предпоследней должности с ним заочно могли познакомиться все граждане Советского Союза, у которых был телевизор. Ведь она (должность) обязывала командовать парадами на Красной площади и отдавать рапорт министру обороны.
Главный ракетчик
Николай Иванович причастен и к Карибскому кризису. В преддверии нового, 1963 года он – новоиспеченный Маршал Советского Союза – вместе с другими военачальниками, а также артистами, посетил Группу советских войск на Кубе. Беседовал с Фиделем и Раулем Кастро.
А вскоре был назначен главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) и принял непосредственное участие в вывозе баллистических ракет и ядерных боевых частей к ним с Острова свободы. Разумеется, синхронно с вывозом американских аналогичных ракет с территории Турции, нацеленных на СССР.
Командующий войсками Московского военного округа, генерал армии Н.И. Крылов на чествовании первого космонавта Ю.А. Гагарина. 14 апреля 1961 г.
По сути, маршал Крылов был строителем нового рода войск, поскольку до него за четыре года их существования сменились четверо (!) главнокомандующих. Рабочими местами главного ракетчика можно считать полигон Капустин Яр, от которого до Волгограда 1,5 часа езды на машине, и, несомненно, космодром Байконур. На этом ответственнейшем посту Крылов оставался 10 лет вплоть до скоропостижной кончины в 69 лет.
Ветераны-ракетчики помнят и чтят своего главнокомандующего. Он немало сделал для укрепления ядерного щита страны. В этом ему помогал сын Борис (скончался в 2015 году) – генерал-майор, лауреат Государственной премии за разработку навигационной системы ГЛОНАС.
Встреча на всю жизнь
А вот как отзывался о своем боевом товарище Василий Чуйков – командующий 62-й армией, в честь которого названа улица над самой Волгой и установлен на ней же памятник:
«Вот и блиндаж начальника штаба армии генерала Крылова. До этого мы не встречались. Я знал, правда, что он был одним из руководителей обороны Одессы и Севастополя. Встреча на дорогах войны. Как много их было! А эта встреча была на всю жизнь, до того скорбного часа, когда довелось мне проводить самого дорогого и родного моего друга, которого подарила мне моя долгая жизнь, в его последний путь – на Красную площадь».
Н. И. Крылов возлагает цветы у мемориала на Мамаевом кургане, май 1970 г.
На следующей странице читаем: «С Н. И. Крыловым мы были неразлучны все время боев за город. Жили в одном блиндаже или щели, вместе спали и ели, вместе переживали все радости и горести. В то трудное время мы хорошо узнали друг друга, и в оценке событий у нас не было расхождений. Я особенно ценил боевой опыт Николая Ивановича, полученный им в обороне Одессы и Севастополя, его глубокие знания, организаторский талант, умение работать с людьми». («Сражение века». М., 1975, с.106).
Улица имени героя
В инициативной группе по увековечению памяти Николая Крылова мало кто сомневался, что процесс присвоения его имени улице будет непростым. Но как бы там ни было, в конце сентября 2016 года на очередном заседании комиссии по наименованию городских объектов было принято «положительное» решение. Выбор пал на скромную улочку в проектируемом коттеджном поселке на самой окраине Волгограда. Но такой расклад не устроил ни родственников маршала, ни ветеранов-ракетчиков, ни волгоградское отделение Русского географического общества, которое тоже включилось в борьбу за достойную память полководца. Последовал ряд предложений от властей, которые или отпали сами, или были отклонены.
С самого начала общественники предлагали присвоить имя маршала строящемуся участку набережной им. 62-й армии (после моста через Волгу). Казалось бы, логично назвать продолжение набережной именем начальника штаба этой армии, но…
Н. Крылов и С. Королев
В итоге в июле этого года постановлением администрации Волгограда имя маршала Крылова присвоено конкретной улице. Выбор улицы на первый взгляд заманчивый – ось ее направлена как раз на монумент «Родина-мать зовет». Напомню, изначально скульп-
тор Евгений Вучетич планировал продолжить мемориальный комплекс на Мамаевом кургане до самой Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома был отведен участок земли от пр. Ленина до уреза воды – под пешеходную аллею со стелами, содержащими наименования всех частей, участвующих в Сталинградской битве, и другие мемориальные экспозиции.
Но на этом миссия инициативной группы не завершается. На наш взгляд, было бы справедливо установить на берегу Волги бюст маршала Николая Крылова, памятную доску на улице его имени, возвращающих в те грозные года, когда кипела волжская вода…