Дворовая песня как жанр неофициально существовала во все годы советской власти. Известную песню этого жанра «В Кейптаунском порту» написал еще в 1940 году Павел Гандельман, уроженец Ленинграда, фронтовик, участник битвы на Волге.

Юный автор

Слова той самой популярной песни Павел Гандельман написал, еще будучи учеником 9‑го класса, в 1940 году. Услышал исполненную Леонидом Утесовым «Моя красавица» на мелодию «Бай мир бисту шейн» Шолома Секунды – и решил сочинить к ней новые слова. Назвали песню «Жанетта» – имя взято из популярной в то время книги «Плавание «Жанетты». По мере распространения композиция обрела популярность под названием «В Кейптаунском порту» и стала сильно отличаться от первого, авторского варианта.

Сам Гандельман потом вспоминал: «Бедная "Жанетта" подвергалась такой радикальной обработке, что иногда ее трудно было узнать… Сюжетная канва, конечно, сохранялась, но за ее пределами у разных соавторов рождались вдохновенные фантазии…»

В 1940 году мелодию записал на пластинку ленинградский джазовый оркестр под управлением Якова Скоморовского, а также Леонид Утесов – уже со словами.

Сталинградский курс

Но сам юный автор не стал ни поэтом, ни композитором. В июне 1941-го он поступил в Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде. В конце ноября 1941 года курсанты совершили пеший переход по свежему льду Ладоги и оказались на Большой земле – предполагалось, что они продолжат учебу в Кирове. Но 8 августа 1942-го их направили на укомплектование 252‑й стрелковой дивизии. Так Павел Гандельман попал в Сталинград.

Этот курс медиков, кстати, так и называли – Сталинградский. Из 205 будущих врачей 94 погибли… В Петербурге есть памятник курсантам и выпускникам Военно-морской медакадемии.

В Сталинграде сержант 928‑го стрелкового полка 252‑й стрелковой дивизии Павел Гандельман был ранен. После госпиталя вернулся в строй, был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Сталинграда».

В 1948 году фронтовик окончил академию и долгие годы служил военным врачом, уволился из армии в 1970 году в звании подполковника медицинской службы, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, а в 1985-м – орденом Отечественной войны II степени. После увольнения в запас еще 20 лет он проработал в педиатрическом институте.

Cатира от Утесова

А что касается песен, то вот еще один любопытный факт. Во время войны Леонид Утесов на мелодию записанной им же в 1940 году «Моей красавицы» спел сатирические куплеты о некоем бароне фон дер Пшике.

Тот «орал по радио, что в Сталинграде он как на параде и ест свой шпик», а далее:

«Бравый фон дер Пшик попал на русский штык.
Немецкий, а не русский вышел шпик.
Мундир без хлястика, разбита свастика,
А ну‑ка влазь‑ка ты на русский штык!
Барон фон дер Пшик, ну где ж твой прежний шик?
Остался от барона только пшик…»

Прочитать ещё

15 февраля 1989 года СССР завершил вывод своих войск из Демократической Республики Афганистан. Так закончилась десятилетняя война на территории этой страны. Участвовали в ней свыше 5 тыс. наших земляков. Среди них – волгоградец Виктор Барышников, в ту пору недавний выпускник высшего общевойскового военного командного училища, молодой офицер спецназа ГРУ, а ныне – полковник запаса ФСБ России.
На выставке «Солдаты в белых халатах», состоявшейся в Государственном историческом музее, наше внимание привлек портрет санинструктора старшего сержанта Надежды Жарких. Хотя бы потому, что молодая девушка сфотографирована в 1944 году, но без погон. А между тем к этому времени она была награждена орденами Красного Знамени и Красной Звезды. И – что особенно интересно – медалью «За оборону Сталинграда»!