Наверняка многие знают, что на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) выпускался легендарный танк Т-34, причем даже во время битвы на Волге. Но было и еще одно заводское «изделие», которое также производилось на СТЗ и сыграло значительную роль в истории Великой Отечественной войны. Это тягач СТЗ-5 – его историю восстановил наш военный обозреватель Александр Фолиев.

Разработка транспортного трактора на Сталинградском заводе началась в 1933 году в объединенном конструкторском бюро, в которое входили как заводские инженеры, так и прикомандированные сотрудники НАТИ. Поэтому новая машина получила свое первое название – СТЗ-НАТИ 2ТВ. В 1937 году с конвейера СТЗ сошли первые серийные машины.

Интересно, что не в самое подходящее время года, в ноябре-декабре 1935 года и в марте-апреле 1939 года, на СТЗ-5 предприняли безостановочные пробеги по маршруту «Сталинград – Москва – Сталинград», и машины прошли их без поломок и недопустимых износов.

К началу Великой Отечественной в армии СТЗ-5 был основным средним гусеничным артиллерийским тягачом. Он мог буксировать почти все артиллерийские системы калибра 76‑152 мм, вес которых доходил до 3400 кг. Достаточно высокая унификация СТЗ-5 с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 повышала его ремонтопригодность.

Тягачи СТЗ-5 выпускались даже в начале Сталинградской битвы.

Бывшие трактористы, ставшие в армии механиками-водителями артиллерийских тягачей, без особых проблем осваивали военную технику и более грамотно ее эксплуатировали. К тому же машина вполне успешно работала во всех климатических зонах СССР.

Механик-водитель и командир орудия располагались в закрытой металлической кабине, которая устанавливалась над двигателем. При этом командир (или пассажир) сидел слева от двигателя. Двигатель тягача фактически был многотопливным – он заводился на бензине, а после прогрева до 90 градусов переводился на керосин.

Топливные баки располагались за кабиной, за ними – деревянная грузовая платформа с откидными бортами и съемным брезентовым тентом с целлулоидными окнами. В кузове размещались откидные сиденья для номеров орудийного расчета, ящик шоферского инструмента, боеприпасы и артиллерийские приборы располагались на полу.

Из-за больших потерь осенью 1941 года другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть обеспечения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный завод, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5, за 1942 год – 3359.

Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то что изза разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам.

С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач. Всего СТЗ выпустил 9944 машины, из которых 6505 – уже после начала войны. СТЗ-5 прошел по всем фронтам Великой Отечественной до победного мая 1945 года. И до 60‑х годов продолжал трудиться в народном хозяйстве.

В России СТЗ-5 есть лишь в двух музеях.

В рабочем состоянии эти заслуженные машины поддерживались благодаря запчастям широко распространенного «мирного брата» – трактора СТЗ-З.

В нашей стране сохранились всего два трактора СТЗ-5, это образец с установкой БМ-13 выпуска 1941 года в Новомосковске Тульской области и машина выпуска 1938 года в транспортном исполнении в «Музее Техники Евгения Шаманского» в подмосковных Мытищах.

– Мы собирали эту машину буквально по частям – от Мурманска до Севастополя, от Норильска до Варшавы, – рассказал старший научный сотрудник музея Андрей Пузанов. – Работа по комплектации, изучению и реставрации заняла больше трех лет.

Образец собран полностью из оригинальных частей, исключение: дерево, стекла, брезент, электропроводка, дерматин и резина на опорных катках – на местах боев они не смогли сохраниться, как и часть утраченного крепежа.

Поэтому их заново выполнили по заводским спецификациям, найденным в архивах. так что в этом музее СТЗ-5 выглядит так, будто только сошел с конвейера. К сожалению, в Волгограде таких машин не сохранилось.

Благодарим за помощь в подготовке материала «Музей Техники Евгения Шаманского».

Прочитать ещё

Стена Памяти «Бессмертный полк» появилась недавно в Центральном парке рабочего поселка Елань. На ней двести имен и фотографий жителей Еланского района – погибших фронтовиков, ветеранов Великой Отечественной войны, ушедших из жизни уже в мирное время, тружеников тыла. А появился этот памятник по инициативе фронтовика Василия Инякина. С ним встретилась наш обозреватель Ольга Сурагина.
Да, в юные годы у него все было «как у всех». Родился в деревне Сосновке Татищевского района Саратовской области в 1918 году. В 1932‑м окончил 6 классов школы крестьянской молодежи. Год работал в колхозе. Затем учеба в Саратове: сначала на автодорожном рабфаке, а после в таком же институте. Но стать инженером не получилось – в 1937 году комсомолец Хохлачев по спецнабору направлен на учебу в Энгельсское военное авиационное училище, которое окончил в мае 1941 года.