Разработка транспортного трактора на Сталинградском заводе началась в 1933 году в объединенном конструкторском бюро, в которое входили как заводские инженеры, так и прикомандированные сотрудники НАТИ. Поэтому новая машина получила свое первое название – СТЗ-НАТИ 2ТВ. В 1937 году с конвейера СТЗ сошли первые серийные машины.
Интересно, что не в самое подходящее время года, в ноябре-декабре 1935 года и в марте-апреле 1939 года, на СТЗ-5 предприняли безостановочные пробеги по маршруту «Сталинград – Москва – Сталинград», и машины прошли их без поломок и недопустимых износов.
К началу Великой Отечественной в армии СТЗ-5 был основным средним гусеничным артиллерийским тягачом. Он мог буксировать почти все артиллерийские системы калибра 76‑152 мм, вес которых доходил до 3400 кг. Достаточно высокая унификация СТЗ-5 с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 повышала его ремонтопригодность.
Тягачи СТЗ-5 выпускались даже в начале Сталинградской битвы.Бывшие трактористы, ставшие в армии механиками-водителями артиллерийских тягачей, без особых проблем осваивали военную технику и более грамотно ее эксплуатировали. К тому же машина вполне успешно работала во всех климатических зонах СССР.
Механик-водитель и командир орудия располагались в закрытой металлической кабине, которая устанавливалась над двигателем. При этом командир (или пассажир) сидел слева от двигателя. Двигатель тягача фактически был многотопливным – он заводился на бензине, а после прогрева до 90 градусов переводился на керосин.
Топливные баки располагались за кабиной, за ними – деревянная грузовая платформа с откидными бортами и съемным брезентовым тентом с целлулоидными окнами. В кузове размещались откидные сиденья для номеров орудийного расчета, ящик шоферского инструмента, боеприпасы и артиллерийские приборы располагались на полу.
Из-за больших потерь осенью 1941 года другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть обеспечения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный завод, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5, за 1942 год – 3359.
Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то что из‑за разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам.
С 23 августа, дня прорыва немцев к заводу, по 13 сентября 1942 года, когда производство было остановлено, с конвейера удалось снять 31 тягач. Всего СТЗ выпустил 9944 машины, из которых 6505 – уже после начала войны. СТЗ-5 прошел по всем фронтам Великой Отечественной до победного мая 1945 года. И до 60‑х годов продолжал трудиться в народном хозяйстве.
В России СТЗ-5 есть лишь в двух музеях.В рабочем состоянии эти заслуженные машины поддерживались благодаря запчастям широко распространенного «мирного брата» – трактора СТЗ-З.
В нашей стране сохранились всего два трактора СТЗ-5, это образец с установкой БМ-13 выпуска 1941 года в Новомосковске Тульской области и машина выпуска 1938 года в транспортном исполнении в «Музее Техники Евгения Шаманского» в подмосковных Мытищах.
– Мы собирали эту машину буквально по частям – от Мурманска до Севастополя, от Норильска до Варшавы, – рассказал старший научный сотрудник музея Андрей Пузанов. – Работа по комплектации, изучению и реставрации заняла больше трех лет.
Образец собран полностью из оригинальных частей, исключение: дерево, стекла, брезент, электропроводка, дерматин и резина на опорных катках – на местах боев они не смогли сохраниться, как и часть утраченного крепежа.
Поэтому их заново выполнили по заводским спецификациям, найденным в архивах. так что в этом музее СТЗ-5 выглядит так, будто только сошел с конвейера. К сожалению, в Волгограде таких машин не сохранилось.
Благодарим за помощь в подготовке материала «Музей Техники Евгения Шаманского».