«Легендарные радисты Сталинграда» – так в своих мемуарах маршал Иван Пересыпкин, начальник войск связи Сухопутных войск СССР, назвал сталинградцев братьев Валентина и Михаила Феофановых. И вот почему.

Друзья радио

Когда 23 августа 42-го началась массированная бомбежка Сталинграда, оборвалась его связь с внешним миром.

Несколько часов в Ставке Верховного Главнокомандующего не знали ничего о том, что происходит в городе, но вдруг прорвался слабый, едва различимый радиосигнал.

Это, пользуясь азбукой Морзе, вышел на связь с Москвой один из братьев Феофановых – Михаил.

– О том, что мой отец и его брат, дядя Валя, – легендарные радисты Сталинграда, я сама узнала только после их кончины, – говорит дочь Михаила Федоровича, волгоградка Татьяна Трошкина. – Сами они об этом мне не говорили…

Феофановы родились в Вологде, и один из братьев, Михаил, в детстве перенес тяжелую болезнь, едва не лишившись полностью зрения.

Когда ему исполнилось 10 лет, мальчик подружился с одноклассником, сыном начальника Вологодской железной дороги. Пришел к нему в гости и там, впервые в жизни, увидел чудо техники того времени – радиоприемник. Миша был просто изумлен: как это так – говорят в Москве, а слышно в Вологде?! Для 10-летнего мальчишки это было шоком.

Родители, узнав, что сын их заинтересовался техникой, стали выписывать для него из Нижнего Новгорода радиодетали с инструкциями. Так Михаил положил начало делу, которому они потом с братом посвятят всю жизнь.

Дочь Михаила Феофанова Татьяна Трошкина у экспозиции в Волгоградском музее истории связи, посвященной братьям Феофановым.

Сталинградская «Малютка»

В 1926 году семья Феофановых переехала в Сталинград. Когда в 1928-м здесь было создано Общество друзей радио, Валентин и Михаил сразу в него вступили.Валентин Феофанов с 1929‑го по 1932 годы работал электромонтером на заводе «Баррикады», затем – электромехаником радиовещательного центра наркомата связи.

В 1934 году Валентина назначили старшим техником радиостанции РВ-34, строившейся в Сталинградена Верхней Ельшанке.

А через 4 года он стал уже начальником коротковолнового цеха.

Когда грянула Великая Отечественная война, братья Феофановы самоотверженно днями и ночами трудились, обеспечивая связь города с внешним миром.

Валентин Феофанов к тому времени уже был известен как одаренный инженер-новатор, он возглавлял Сталинградский радиоцентр. Когда враг подошел вплотную к городу, оборудование радиоцентра и персонал решили эвакуировать на левый берег Волги.

В Сталинграде к тому времени не было ни одного мощного радиопередатчика наркомата связи. Но была острая необходимость передавать и получать сообщения, от которых, без преувеличения, зависел исход боев, жизни людей.

Связисты Феофановы стали искать выход. Из остававшихся у них деталей собственноручно собрали они маленькую радиостанцию наподобие тех, которыми в то время пользовались радисты в партизанских отрядах.

Защитники города эту радиостанцию прозвали «Малютка». Ей присвоили свой позывной, и, соорудив из подручного материала чтото наподобие антенны, вышли в эфир.

Военные корреспонденты Вадим Синявский (слева) и Василий Гроссман свои заметки из сражающегося Сталинграда передавали в Москву по радиостанции, собранной братьями Феофановыми

«Говорит Сталинград»

В своих мемуарах уже после войны маршал войск связи Иван Пересыпкин рассказывал о радиостанции Феофановых так:

«...Конструкция и внешний вид этой радиостанции не вызывали большого доверия. Казалось сомнительным, что она сможет действовать на большие расстояния.

Но неказистая, на первый взгляд, радиостанция оказалась способной обеспечивать связь Сталинграда с Москвой, с Краснодаром и другими городами нашей страны...».

В то время, когда в Сталинграде уже шли уличные бои, находившиеся здесь военные корреспонденты центральных изданий – «Правды», «Красной Звезды» и ряда других – стояли в очереди к Михаилу Феофанову, чтобы он передал по радио в столичные редакции подготовленные тексты.

Видел Михаил Федорович – та самая перенесенная в детстве болезнь – плохо, читать практически не мог. Поэтому военкоры диктовали ему свои сообщения, и он с ходу, тут же, без всяких задержек передавал по радио весь текст.

Именно благодаря радиоканалу Феофановых страна узнала ставшие потом знаменитыми строки про «железный ветер бил им в лицо…», запечатленные теперь на стене мемориального комплекса на Мамаевом кургане.

 И автор этих бессмертных слов Василий Гроссман, и журналист Вадим Синявский – все диктовали свои сообщения Феофановым. Братья-радисты из Сталинграда поддерживали связь с Севастополем.

Радиостанция «Сталинградская малютка» Феофановых использовалась также для обеспечения службы навигации Волжской военной флотилии и связи сталинградцев с партизанами, действовавшими в Белоруссии и на Украине.

Валентин Федорович (слева) и Михаил Федорович Феофановы, в честь их самоотверженной работы в Волгограде установлены памятные доски.

Награды Родины для героев

На протяжении всей битвы на Волге Валентин и Михаил Феофановы поддерживали радиосвязь сражающегося города с внешним миром.

После войны ставшие легендарными братья-радисты продолжили трудиться в сфере радиовещания.

С 1956‑го по 1958 годы Валентин Феофанов по совместительству руководил дирекцией строительства Сталинградского телецентра и он же и запускал его в действие.

За образцовое выполнение спецзаданий советского правительства и за обеспечение устойчивой радиосвязи в период Сталинградской битвы Валентин Феофанов награжден орденом Ленина и медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941‑1945 годов», «За победу над Германией».

Михаил Феофанов, бессменный оператор созданной братьями Феофановыми радиостанции «Малютка», отмечен орденом «Знак Почета», а также медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За оборону Сталинграда».

Он был первым в истории нашего края радиолюбителем, имеющим собственный радиопозывной – UA4AAA.

Заслуги братьев Феофановых увековечены в Волгограде. В центре города на углу улиц Ленина и Коммунистической на здании, где помещалась когда‑то самодельная радиостанция «Малютка» братьев Феофановых, установлена мемориальная доска.

Золотыми буквами на мраморе написано: «Здесь в 1942‑1943 гг. работала радиостанция Министерства связи, которая обеспечивала радиосвязь с Москвой, Севастополем, Новороссийском, Волжской военной флотилией и отрядами партизанского движения Украины».

***

Михаил Феофанов ушел из жизни в 1994 году, его брата Валентина не стало спустя 5 лет. Но их дело продолжается поныне.

В Волгограде действует общественный радиоклуб «Импульс» имени братьев Феофановых, один из самых известных в России.

– Многие из ветеранов волгоградского радио и телевидения – ученики и последователи Валентина Феофанова, – отмечает заслуженный работник культуры РСФСР, почетный радист СССР Алексей Дзюбенко, возглавлявший Волгоградский радиотелецентр с 1967‑го по 2002 годы. – Все, кому довелось работать с ним, заниматься развитием радиовещания и телевидения в нашей области, всегда будут помнить этого человека.

Прочитать ещё

"Смуглянка" по праву относится к золотому песенному фонду Великой Отечественной войны. Более того, по результатам опроса, проведенному в 2015 году журналом «Русский репортёр», эта песня заняла 25-е место в сотне самых популярных в России стихотворных строк, включая русскую и мировую классику.
Несколько лет назад, когда Ольга Ширнина только попала в международное сообщество колористов, ее поразило отсутствие среди работ «русской темы» –ее коллеги раскрашивали американские, немецкие, французские военные фотографии, а советских фотографий среди них не было вообще. Тогда Ольга решила восполнить пробел и начала колоризировать снимки времен Великой Отечественной войны. Первые же ее «раскраски» солдат Красной армии вызвали шквал негодования среди иностранцев, удивительно, но некоторые даже требовали, чтобы она «прекратила красную пропаганду»! Ничуть не лучше встретили её работы и на «нашей» стороне – жесткая критика, требования «прекратить безобразие» от людей, которые в принципе не приемлют колоризацию, и бесконечные придирки от «специалистов», пристрастно выискивающих недочеты в деталях советской униформы и амуниции. Однако большинству простых читателей эти работы понравились, люди отмечают бережную работу колориста с деталями и общее «живое» впечатление от фотографий, которые мы привыкли видеть в черно-белых тонах. Мы предлагаем вам посмотреть работы Ольги Ширниной и самостоятельно их оценить.