Вплоть до смертной казни…»
«Если я, случайно или преднамеренно, вольно или невольно, раскрою секреты, составляющие военную тайну, секретные сведения Советского Союза, меня ждет суровая кара, вплоть до смертной казни». Слова этой подписки о неразглашении военной тайны, которую Анатолий Кошелев дал в 1954 году, наш земляк от слова до слова помнит по сей день.
– С третьего курса Сталинградского механического техникума я был призван в армию, - рассказывает ветеран. - Направили на обучение в спецшколу автомобильных механиков, под Воронежем. Я окончил ее с отличием.
В июне 1954‑го Кошелева неожиданно вызвали к начальству. Там ему зачитали приказ о зачислении его и нескольких других бывших курсантов автошколы в специализированный автобатальон. Вскоре посадили на поезд, а вот куда отправили - никто из них не знал.
– Нас высадили посреди степи, как оказалось под Оренбургом, неподалеку от Тоцка, - вспоминает ветеран. - Там мы стали оборудовать автобазу, обкатывать новенькие автомобили ГАЗ-69. Вскоре до нас дошли слухи, что здесь, на Тоцком полигоне, будут проводиться серьезные учения.
К тому времени строительство у нас развернулось огромное. В этом районе находились восемь деревень – все их жители были выселены за несколько десятков километров.
Вскоре на полигон стали прибывать воинские части из Белорусского и Южно-Уральского военных округов. Одних только солдат и сержантов со всей их техникой и оружием - танками, самолетами, артиллерийскими орудиями собралось 44 тысячи человек! Кроме того, завезли множество животных - коров, овец, свиней, собак.
Анатолий Кошелев в армии был водителем.Водитель маршала победы
К началу сентября на полигон прибыли видные советские военачальники, командующие и начальники штабов всех военных округов СССР, ученые, создававшие в СССР ядерное оружие, приехал даже Игорь Курчатов.
– Маневрами руководил заместитель министра обороны СССР, маршал Георгий Жуков, - говорит Кошелев. - Нам, водителям, Георгий Константинович заранее объявил: «Вы будете возить очень важных лиц, вплоть до министров обороны стран социалистического лагеря».
Личный водитель маршала Жукова по фамилии Козил был к тому времени задержан за вождение автомобиля в пьяном виде и отдан под трибунал за оказание сопротивления военному патрулю. Вместо него маршала победы довелось возить Анатолию Кошелеву.
– Маршал Жуков был человеком очень жестким, - продолжает ветеран. Говорил всегда твердым голосом, не терпел никаких возражений. Однако поутру всегда здоровался с водителем. Я отдавал ему при этом воинскую честь, открывал дверцу автомобиля.
Георгий Константинович отдавал указание, на какой именно объект его надо доставить. Ездить любил быстро, на скорости в сто километров в час и более. Когда проезжали деревню и на дороге попадались утка или гусь, машину никогда не останавливали - просто сбивали птиц на полном ходу.
Солдаты, однако, Жукова любили. Однажды, колеса нашей машины увязли в песке. Георгий Константинович был недоволен. «Ну что, напортачил?!» – сказал мне маршал, выйдя из машины. Рядом проходила колонна солдат. Жуков попросил их помочь, и набежавшие солдаты просто вынесли машину на руках…
Еще один «пассажир» нашего ветерана - маршал Иван Пересыпкин, главнокомандующий войск связи СССР. Этотбыл завзятый охотник. Иной раз, увидев зайца на дороге, пытался подстрелить его из табельного пистолета.
Помнит Анатолий Кошелев и маршала Рокоссовского. Он был прекрасно сложен, и характером веселый, часто хохотал…
Бомба по имени «Татьяна»
Первоначально учения наметили на 10 сентября 1954 года. Затем, в связи с капризами погоды, их перенесли на 14 сентября. Солдаты уже знали, где будет взорвана атомная бомба – там, на лесной полянке, был выложен большой круг из белого кирпича.
Сбрасывать бомбу с Ту-4 должен был летчик майор Кутырчев. В канун учений несколько дней подряд он подлетал туда на этом самолете и сбрасывал болванку, весом равную атомной бомбе.
Тоцкие учения, 14 сентября 1954 года.Утром 14 сентября погода была великолепная – солнечная и безветренная. Военно-служащим на полигоне выдали индивидуальные дозиметры и затемненные очки. В девять часов утра начал отсчитывать время метроном. В небо поднялся черный воздушный шар, обозначавший полную готовность к проведению учений.
Примерно через полчаса раздался звук моторов – это летел бомбардировщик Ту-4 в сопровождении нескольких истребителей. С него в строго обозначенном месте была сброшена атомная бомба под кодовым названием «Татьяна». После этого самолеты развернулись и поспешно улетели.
И тут грянула вспышка – такая, что даже в черных очках стало видно каждую травинку! Земля под ногами у военнослужащих содрогнулась, их обдало волной раскаленного воздуха. У начальства с голов послетали фуражки.Над местом взрыва поднялось черное облако, формой напоминавшее гриб. Затем оно стало багровым снаружи и белым внутри.
После взрыва на поле сразу вышли дозиметрические группы.На полигоне началась арт-подготовка. В небе снова появились самолеты, но уже другие. Облетая с двух сторон радиоактивное облако, они стали бомбить полигон обычными тротиловыми бомбами.
Два самолета отклонились в сторону и сбросили бомбы чуть ли не на наблюдательный пункт. Жуков при этом рявкнул в микрофон: «Убрать авиацию!», и самолеты вскоре скрылись. А на поле боя вышли танки, за ними следовали, укрывшись плащ-палатками, тысячи солдат.
– Все было, как на настоящей войне, - вспоминает Анатолий Кошелев. – Войска были разделены на «северных» и на «южных». «Северные» наступали, «южные» оборонялись. Были при этом и погибшие. К примеру, командир одного из танков высунулся из люка и ему снесло голову орудием следовавшего сзади танка.
От дубов оставались пеньки
В 16 часов боевые действия в рамках учений закончились. На поле боя сразу же вышли дозиметрические группы.
У же на следующий день на месте взрыва стали работать ученые. Им надо было понять, как воздействуют ударная волна и радиация на технику, на строения и на животных. В эпицентре взрыва от вековых дубов остались лишь обгоревшие пеньки.
Бетонные траншеи в эпицентре взрыва были сплющены в «гармошку». Доты обрушились. Вышившие животные ослепли и обгорели. Их добивали, чтобы они не мучились...
Маршал Жуков остался доволен учениями. Летчика Кутырчева он в тот же день своим приказом повысил в звании сразу от майора до полковника. Наградил его орденом Красной Звезды и выделил ему из личного резерва автомобиль «Победа».
Маршал Георгий Жуков на Тоцком полигоне во время учений, 14 сентября 1954 года.Затем был проведен смотр войск. Подразделения проходили по плацу в парадном строю.
При этом Жукову не понравилось как перед ним прошел один из батальонов. Он вызвал к себе командира формирования, а также полковника и комбата другого батальона, который прошел на параде отлично.
– Товарищ майор! – гневно обратился Жуков к провинившемуся подполковнику. – Вы поступаете в распоряжение товарища полковника. Пусть он поучит вас, как на параде ходить!
Из солдат, принимавших участие в учениях, многие, хотя и далеко не все, получили затем лучевую болезнь.Кстати, об этих учениях снят секретный фильм. Для съемок на полигон специально доставили кинооператора, который, разумеется, работал в условиях строжайшей секретности. Этот фильм в сопровождении четырех автоматчиков возили затем по воинским частям страны для закрытого просмотра.
А Анатолий Кошелев вместе с водителями – товарищами по службе на Тоцком полигоне – был переведен после учений в Москву, на автобазу Министерства обороны. Закончив службу в армии, Анатолий Владимирович работал в Волгограде на ответственных постах. В 1998 году, в 65 лет, он вышел на пенсию.