В Новоаннинском районе вовсю шли оборонительные работы - сооружались противотанковые рвы, траншеи и огневые точки. Руками женщин и допризывной молодежи около районного центра был вырыт десятикилометровый противотанковый ров. А несколько месяцев спустя, в осеннее бездорожье, жители вручную поддерживали в хорошем состоянии 154 километра прифронтовых дорог.
Через станции Филоново и Панфилово шли потоком эшелоны с бойцами и техникой, с эвакуированными мирными гражданами.
Именно поэтому 23 июля 1942 года объектом бомбардировки вражеской авиации стала Новоаннинская железнодорожная станция.
В тот день все ее работники успели уйти в укрытие. Только машинист Николай Жильцов, нарушив правила, остался у своей «овечки» – маневренного паровоза. Одиннадцать пятидесятитонных цистерн с бензином стояли на главном пути. Отважный машинист – один, без составительной бригады – вывел состав на тупиковый путь. Несложно представить, какие страшные разрушения предотвратил этим поступком Николай Дмитриевич, сколько жизней спас.
Для уничтожения диверсантов был создан истребительный батальон, командиром которого стал начальник райотдела милиции В. Терновой, комиссаром – Ф. Митрофанов, участник Гражданской войны. Истребительный отряд состоял в основном из допризывников и девушек.
Они ходили в ночные засады и секреты. И небезрезультатно. Были задержаны несколько немецких лазутчиков, пытавшихся взорвать железнодорожный мост.
Помогали фронту жители Новоаннинского района в том числе и деньгами - собрали более миллиона рублей на строительство авиаэскадрильи «Героический Сталинград», сдали 872 грамма изделий из драгоценных металлов.
Действовал цех по изготовлению бутылок с зажигательной смесью для уничтожения фашистских танков. Женщины, работавшие в цеху, работали с самовоспламеняющейся жидкостью. Ими были сделаны около десяти тысяч бутылок, причем в цехе не произошло ни одного несчастного случая. Так четко, по-военному, было поставлено дело.
Несмотря на то, что в первые дни и месяцы на войну ушли трудоспособные мужчины, а вся техника и тягловая сила были взяты для армейских нужд, труженики района сдали фронту 300 тысяч центнеров зерна, две тысячи центнеров мяса, без учета той продукции, которую хозяйства отдавали госпиталям.
Механизаторов, комбайнеров заменили их жены, матери. По 18-20 часов в полях, на плантациях работали женщины, старики, допризывная молодежь и даже дети 11-12 лет.
За работу ставили трудодни. В год каждый нарабатывал более 300 трудодней. На день примерно приходилось по две копейки зарплаты.
Продуктовая карточка
Валентина Семеновна Демишева, старейший работник Краснокоротковского сельсовета, вспоминала:
– Для нужд фронта взяли трактора, лошадей. Рубили лес для землянок, а самолеты висели над головами, бомбили железную дорогу, мост через Бузулук, лес, сады и хутора.
Женщины днем работали в поле, а ночами копали противотанковые рвы под Новоаннинским, ремонтировали железную дорогу, возили грунт для подсыпки рельсов, хоронили солдат, попавших под огонь самолетов. Все ночи полыхало зарево, небо казалось красным. В поле работали одни женщины. Техники для уборки зерна не было. Часть зерновых косили вручную, складывали в скирды, а после молотили даже по снегу.
В 1942-1943 годах в результате бомбежек сгорели элеваторы в районе, зерно хранили в плетеных ларях. Лари плели женщины, обмазывали их глиной, накрывали камышом. Дети наравне со взрослыми работали в поле, собирали колоски.
Самый страшный свой налет фашистские самолеты совершили в одно из воскресений. В Новоаннинском прошел слух, что на рынке «выбросят» дефицитный в то время товар: керосин, соль, спички. Рынок тогда располагался на месте центральной площади. Здесь в воскресный день собрался народ из поселка и хуторов.
Немецкая авиация налетела в полдень. Последствия были ужасающими. По слухам, в это воскресенье погибло около тысячи человек.
Вообще, Новоаннинский район получил много разрушений за месяцы Сталинградской битвы - пострадали от бомбежек две школы, двенадцать магазинов, аптека, вокзал, элеватор, крупозавод, более трехсот жилых домов. На привокзальной площади взрывом мощной бомбы была засыпана траншея – убежище, в которой укрывались люди. Тогда, в тяжелое военное время чтобы искать и извлекать погибших, не было ни времени, ни людских ресурсов. Лишь в 2003 году, копая траншею под фундамент магазина, рабочие наткнулись на человеческие кости. Вызванные поисковики отряда «Гвардия» извлекли из земли останки 17 человек.