Железный вклад
Как вспоминал маршал артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев, в дни битвы на Волге на фронтах находилось 250 артиллерийских и минометных полков.
Фронты также имели 1250 боевых машин и станков реактивной артиллерии, способных за 1 залп выпустить 10 тыс. снарядов, а прикрывали советские войска и важнейшие объекты тыла 1100 зенитных орудий.
По оценке маршала, в наших войсках находилось свыше 15 тыс. различных артиллерийских орудий. Конечно, нельзя не согласиться с мнением Яковлева, что «такое огромное количество стволов требовало и немалого количества боеприпасов».
500 млн штук
При этом необходимо сделать ремарку. Численность орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии в сражении на Волге не была особенным секретом после войны, наоборот – это предмет гордости.
А вот количество боеприпасов, которое было израсходовано в дни Сталинградской битвы, стало известно широкому кругу любителей истории лишь в 1981 году, именно после выхода воспоминаний Николая Дмитриевича Яковлева.
Его выражение «немалого количества» – очень мягкое определение результатов громадной работы.
Судите сами. Общий расход боеприпасов нашей армии в битве на Волге с 12 июля по 19 ноября 1942 года составил почти 7,6 млн снарядов и мин, 182 млн патронов и около 2,3 млн ручных гранат.
Фронты начали контрнаступление, имея около 6 млн артиллерийских снарядов и мин, 380 млн патронов для стрелкового оружия и 1,2 млн ручных гранат.
С 19 ноября 1942-го по 2 февраля 43-го фронты израсходовали около 7,5 млн снарядов и мин, свыше 228 млн штук боеприпасов к стрелковому оружию. Общий расход же за Сталинградскую операцию составил – внимание – 500 млн (!) штук боеприпасов для стрелкового оружия, 15,2 млн мин и снарядов.
За этими громадными цифрами – труд органов ГАУ, войскового тыла и артиллерийского снабжения.
Маршал Николай Яковлев отмечал, что «расход боеприпасов в Сталинградской операции не имел еще себе равных в истории войн».
Незаметный труд
В «грохоте победных залпов» этот негромкий подвиг как бы отошел на второй план. Между тем к осени 1942-го в распоряжении наших войск осталась лишь Рязано-Уральская железная дорога с однопутной веткой Саратов - Урбах - Баскунчак, именно по ней доставлялись войскам в Сталинграде вооружение и боеприпасы. Прибывавшие транспорты с боеприпасами и вооружением разгружались, как правило, на разных станциях прифронтового железнодорожного участка – Эльтон, Джаныбек, Кайсацкая, иногда и Красный Кут. А от них уже отправлялись на передовые фронтовые или армейские склады и их отделения железнодорожными «летучками» или автоколоннами по строго определенным маршрутам.
Автоколонны двигались ночью, старшим в каждой был офицер. Николай Яковлев объяснял: «При таком способе подвоза случаев потерь боеприпасов почти не было, но темпы, темпы!..»
В годы не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой у противоборствующих армий считалось большой удачей уничтожение складов или транспортов с боеприпасами. Но в нашей армии свели такие потери к минимуму.С фронтовых и армейских складов на дивизионные и полковые боеприпасы доставлялись автомобильным, а также гужевым транспортом, далее – в подразделения и на огневые позиции. В этой цепочке проводились несколько раз разгрузка и погрузка ящиков с боеприпасами.
Ящик с патронами или с ручными гранатами вполне может поднять один человек, со снарядами к пушкам – двое, а вот со снарядами к 203,2-мм гаубице – только несколько человек.
Кроме того, не надо забывать, что снаряды и мины еще требовалось привести в «окончательно снаряженный вид». Это достаточно трудоемкий процесс. Он включает в себя удаление заводской смазки, ввинчивание и закрепление взрывателей, их герметизацию, и, наконец, укладку снарядов в ящики (укупорку боеприпасов).
Так что не будет преувеличением сказать, что благодаря поистине героическим усилиям службы артиллерийского снабжения войска нашей армии, громя фашистов, не испытывали недостатка в боеприпасах. Их вклад в Сталинградскую битву –огромный.