В Великую Отечественную (и в битве на Волге в частности) нашей армии помогали громить врага животные: лошади, верблюды, собаки и даже голуби. Но именно в Сталинграде известен единственный случай за всю войну боевого, точнее военно-политического, использования котов и кошек. Историки сначала считали это фронтовой байкой, но нашлись среди воевавших те, кто подтвердил подлинность рассказов. Теперь энтузиасты хотят установить в Волгограде памятник пушистым четырехлапым, помогавшим защищать Сталинград.

Исторический факт

«Это, действительно, не легенда, – поясняет кандидат исторических наук, президент фонда “Сталинградская битва” Дмитрий Белов. – О коте-агитаторе в мае 1943 года сотрудникам Комиссии по истории Великой Отечественной войны Академии наук СССР, известной как “Комиссия академика Минца”, сообщил историк, археограф, источниковед и библиограф Петр Зайончковский».

Во время битвы на Волге он был старшим инструктором 7‑го отделения политотдела 66‑й армии и вспоминал: «...В 149‑ю бригаду пришел кот из немецкого блиндажа, расположенного в 60 примерно метрах. Кот пришел потому, что у немцев не было еды. Этого кота тоже привлекли к работе по разложению войск противника...»

К хвосту кота привязали листовку и отправили к немцам, к удивлению наших бойцов, через некоторое время он вернулся живой и невредимый, но уже без листовки. Решили использовать его агитатором – отправляли несколько раз в окопы к врагу и даже сшили ему корсет, куда помещалось до 100 листовок.

Недели две кот переносил их через линию огня. Но потом, как рассказал Петр Андреевич, «немцы прострелили ему задние ноги, и он пришел, умирающий, в наш блиндаж…»

В 60‑70‑х годах Зайончковский передал фото этого кота в музей-панораму «Сталинградская битва», но в пояснении сообщил, что эта «кошачья» история случилась в 124‑й стрелковой бригаде.

Вероятнее всего, это была невольная ошибка: обе бригады воевали вместе в составе особой группы полковника Горохова (он же и командир 124‑й) практически всю Сталинградскую битву.

Находчивые бойцы

Между тем в музее «Боевой путь 62‑8‑й гвардейской ордена Ленина армии» московской школы имени Чуйкова также есть это фото, только без ретуши.

Снимок подарила музею бывший переводчик 7‑го отделения политотдела 62‑й армии старший лейтенант Смирнова. Судя по всему, фото было сделано неслучайно. Возможно, снимал корреспондент фронтовой газеты.

А еще в материалах «Комиссии академика Минца» есть стенограмма от 9 января 1943 года беседы с генерал-майором, начальником политотдела 62‑й армии Иваном Васильевым. И он также пересказал историю про кота-агитатора.

149‑я отдельная стрелковая бригада с сентября 1942‑го входила в 62‑ю армию. Но с 24 ноября стала действовать в интересах 66‑й армии, официальное же переподчинение состоялось 3 января 1943‑го. До конца Сталинградской битвы бригада воевала на северном берегу Мокрой Мечетки на Спартановке.

Так что история про кота, вероятнее всего, могла случиться с середины ноября до конца декабря 1942 года. И именно в 149‑й бригаде. Наконец, в пользу этой версии говорит и такой факт. Не так давно историкам удалось найти донесение разведывательного отдела 62‑й армии от 15 ноября – 31 декабря 1942 года. В нем, в частности, говорилось: «...Бойцы т.т. Черкашин и Юфитов (2‑й батальон 149‑й ОСБр) заметили, что кошка, живущая в их блиндаже, время от времени посещает блиндажи немцев. Они решили использовать ее для транспортировки листовок к противнику. Стали привязывать листовки и, запугивая ее, гонять в блиндажи немцев. Кошка таким путем совершила 8 рейсов, занесла немцам около 100 листовок… Кошка возвращалась без листовок…»

Находчивые бойцы – это красноармеец, командир штурмовой группы Григорий Юфитов 1914 г. р., и старшина Константин Черкашин 1907 г. р., оба награждены медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941‑1945 гг.».

Легенды Сталинграда

Достоверность изложенной выше истории не вызывает сомнений, хотя некоторые вопросы и остаются. Например, был это кот или кошка, неизвестны ни кличка животного, ни точная дата фотосъемки, ни сам автор.  А вот в интернете можно найти любопытные снимки и тексты. Начнем с фото, вынесенного под заголовок этой публикации. Подписи в двух вариантах: либо «Боец отправляет кота с донесением в штаб», либо «Кот-агитатор», место действия при этом указывается одно и то же – Сталинград. С этим можно согласиться: снято явно в районе завода, фон схож со съемками фронтового корреспондента Георгия Зельмы в октябре 42-го в Сталинграде. Да и само животное похоже на то, что на музейном фото…

Этим снимком часто иллюстрируют тексты про сталинградскую кошку Мурку: уличная кошка прибилась к красноармейцам, они сделали ее курьером и отправляли с ней разведдонесения.

А когда немцев окружили в Сталинграде, кошка носила им агитационные листовки. Считается, что про Мурку, якобы уже после Сталинградской битвы, написала британская «Таймс» (найти статью пока не удалось), а также американский писатель Сэм Столл в книге «100 кошек, изменивших цивилизацию» (переведена на русский в 2009 году).

Иллюстрацией многих текстов про Мурку служит фото советских бойцов, в руках одного из которых – кошка. Снимок, действительно, сделан в Сталинграде 10 декабря 1942 года. Автор Яков Рюмкин вспоминал: «...В те дни Сталинград стал мертвым городом – даже птицы не летали, и вдруг – кошка – живая, Бог знает, как уцелевшая. Среди руин и печных труб она казалась чудом. Пушистый комочек словно хранил тепло родного очага. Солдатские руки, много месяцев не выпускавшие винтовку, бережно потянулись к ней, к этому символу жизни. Чуть ли не до драки спорили – у кого станет жить кошка. Ее отвоевали бойцы полка Долгова (13 гв. стрелковая дивизия)».

«Кот-агитатор вполне достоин отдельного памятника, – уверен Дмитрий Белов. –Интересен не только сам факт использования кошек в сложной обстановке боев в городе, но и военная хитрость советских солдат и офицеров. Российский скульптор, народный художник России Владимир Суровцев создал эскиз памятника – советский солдат с автоматом ППШ у разрушенного здания отправляет кота на боевое задание, на шее четырехлапого – сверток с листовками»

Сотрудники фонда «Сталинградская битва» в ближайшее время планируют представить концепцию проекта профильным городским структурам и на общественное обсуждение.

Где еще установлены уникальные памятники фронтовым животным?

Один из них – «Мы – победили!» – посвящен бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам – верблюдам. Он установлен в городе Ахтубинске соседней Астраханской области на площади им. Ленина. А другой памятник – «Истребителям фашистских танков» или собакам-подрывникам на площади Чекистов в Волгограде. Почему считаем их «удивительными и уникальными»? Потому что таких в России, да и в других странах мира, нет.

На площади Чекистов Волгограда установлен памятник собакам-подрывникам, принадлежащий работе скульптора Николая Карпова. Место выбрано неслучайно. И не только потому, что собаки-истребители участвовали в боях за Сталинград. Отличившийся в битве на Волге 28-й отдельный отряд собак – истребителей танков находился в оперативном подчинении 10-й стрелковой дивизии НКВД. Отряд уничтожил 42 танка, 2 бронемашины, сотни солдат и офицеров противника, а всего за годы войны четвероногие бойцы ценою собственных жизней уничтожили около 300 танков. Это соответствует численности примерно 1,5–2 дивизий вермахта.  

Второй памятник установлен в Ахтубинске Астраханской области. Называется он «Мы – победили!», авторы – волгоградские скульпторы Петр Солодков, Вадим Жуков и Василий Маринин, посвящен он бойцам 902-го стрелкового полка 248-й стрелковой дивизии и их помощникам верблюдам. Дело в том, что подразделение осенью 42-го формировалось в Астрахани и вместо лошадей части дивизии укомплектовывались верблюдами, два из них – Машка и Мишка – с боями провезли свое артиллерийское орудие от Волги до Берлина, а после победы их отправили в московский зоопарк.

Прочитать ещё

Во время службы в Афгане наш земляк полковник полиции Андрей Хоруженко стал свидетелем гибели своих товарищей, однополчан. В день памяти интернационалистов полковник созванивается и списывается с сослуживцами, которым удалось выжить в той войне. А ведь тогда все они были молодыми ребятами, призванными отдать долг Родине. Ветеран боевых действий рассказал подробности одной из самых противоречивых войн нашего государства.
Утром 4 августа 1942 года самолет будущего маршала Советского Союза приземлился в аэропорту Сталинграда. Температура воздуха на тот момент была уже 30 градусов по Цельсию. Свеженазначенного командующего Юго-Восточным фронтом никто в то утро не встречал, кроме шофера, который должен был отвезти его в штаб.