Ветеран Великой Отечественной и военной контрразведки «Смерш» полковник Александр Афанасьевич Говоров прожил долгую жизнь. Его не стало 20 декабря 2020 года, из своих 96 лет около 40 он прослужил в органах Госбезопасности СССР.

С парохода на фронт

Он родился в селе Солодники нынешнего Черноярского района Астраханской области, входившего в то время в состав Сталинградской области. Однако жить ему до начала войны довелось в основном в небольшом заволжском городе Ленинске, где его отец работал в органах ОГПУ, преемника ЧК.

В канун Великой Отечественной с другом Иваном Серебряковым поступил на штурманское отделение Астраханского речного техникума. Дипломы им выдали в конце июля 1942 года, когда началась Сталинградская битва, и оба парня были назначены работать на волжских пароходах.

Штурманов речных судов тогда в СССР не призывали в армию. Тем более что волжские суда, особенно перевозившие по Волге нефть из Каспия, остро нуждались в судоводителях.

Но оба 18‑летних парня, остро переживавших события, происходившие под Сталинградом, при случайной встрече их пароходов в Саратове твердо решили идти на фронт добровольцами: «Наши ровесники под Сталинградом воюют, а мы что же?»
Иван Серебряков попал в пехоту, а Александр Говоров был зачислен в 107‑й понтонно-мостовой батальон, действующий на Сталинградском фронте.

Поцелуй, спасший жизнь

Боевой путь Александра Говорова начался вскоре в Сталинграде с наведения переправы через Волгу в районе тракторного завода. Она была необходима, чтобы советские войска могли переходить с левого берега Волги на правый.

23 августа 1942 года гитлеровцы вышли к Волге поблизости, немного севернее Сталинграда, возле поселка Рынок. Командующему фронтом генералу Еременко доложили об этом, и он сразу же отдал приказ: «Часть моста с правой стороны Волги немедленно взорвать!»

Приказ выполнили безотлагательно, правую часть уничтожили, и сооружение оставалось прикрепленным только к острову. Шли тяжелейшие бои. Александр Говоров в те дни был ранен и контужен. Но он выжил и продолжил сражаться.

Тяжелым выдался для бывшего речного штурмана день победы войск в битве на Волге: 2 февраля 1943-го при освобождении города Батайска, расположенного на левой стороне Дона, неподалеку от Ростова, Говоров был ранен осколками немецкой минометной мины.
Взрывной волной его швырнуло в сторону, а по спине полилась кровь… Он вряд ли бы выжил. Но спасла... любовь. Его подруга Роза, окончившая медучилище и работавшая медсестрой в санчасти их дивизии, затащила раненого в теплое помещение и стала оказывать первую помощь.

Вынула осколок, обработала раны, перевязала. Но он был на грани жизни и смерти – сильное ранение, потерял много крови, дрожал от холода, потому что морозы тогда стояли сильные.

И девушка сняла свой полушубок, укутала раненого и крепко поцеловала его в губы. После этого он, конечно, уже никак не мог умереть – жизнь победила. В санбате молодого бойца вылечили. А Роза погибла – летом 43‑го, во время минометного обстрела, когда полегла почти вся рота…

С началом 1943 года Сталинградский фронт был преобразован в Южный. Красноармеец Александр Говоров, вернувшись к товарищам после лечения, так и остался служить в составе 107‑го понтонно-мостового батальона.

Мастер переправ

Вскоре его назначили помощником командира взвода, затем – старшиной своей роты.
– Я был правой рукой у начальника штаба батальона, – вспоминал Александр Афанасьевич. – Ведь батальону зачастую надо было выбрать место переправы. А я в этих делах специалистом был: только выйду к реке и сразу же вижу, где на ней можно переправу выстроить…

Александру Говорову довелось участвовать в освобождении Украины, которую он чуть ли не всю прошел с боями.

Затем были Болгария, Румыния, а на подходах к берегам Дуная Александр Говоров первым в составе наших войск возглавил разведгруппу, первым вышел на болгарский берег этой реки, возле города Лом.

После наведения переправы через Дунай красноармейца Говорова и фронтовых его товарищей встретил румынский город Александрия.

Вот-вот должна была закончиться война.

«Мы приняли это решение…»

Однажды весной 45‑го дневальный по роте сообщил Александру Говорову, что его вызывают в «Смерш», в административный корпус. Там состоялся короткий разговор с майором контрразведки: «Коммунист Говоров, вы направляетесь на службу в военную контрразведку «Смерш». Мы приняли это решение. И мы надеемся, что вы на этом участке оправдаете наше доверие».

С этими словами контрразведчик крепко пожал Говорову руку, и вскоре Александр прибыл в Ленинградскую школу главной военной контрразведки «Смерш».

По окончании учебы он был прикреплен по части контрразведки к артиллерийской бригаде, расквартированной на Курильских островах.

За проявленный во время службы профессионализм Говоров был поощрен, его, теперь уже старшего оперуполномоченного и майора, перевели в Подмосковье.

В 1952 году при КГБ СССР был сформирован вуз – Высшая школа КГБ. Говоров был в числе курсантов 1-го ее набора, а затем – в числе первых выпускников.

«Учителю, отцу родному»…

За время учебы Александра Говорова руководство вуза разглядело в этом офицере качества, позволяющие заниматься воспитанием молодого поколения, и Александр Афанасьевич стал преподавателем в Высшей школе КГБ.

Принципиальный по своей природе Александр Говоров требовал в преподавательской работе строгого соблюдения дисциплины от всех невзирая на лица. А в этом заведении в то время обучались немало отпрысков высшей советской элиты.

Был и сын заместителя председателя КГБ СССР Николая Захарова, пользовавшегося безграничным авторитетом в глазах Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Причем он оказался на курсе, которым руководил Говоров.

Вел себя молодой человек высокомерно и пренебрежительно даже по отношению к преподавателям.

Узнав об этом, Говоров, бывший фронтовик, не раз смотревший в лицо смерти, подвергнул провинившегося аресту и направил на гауптвахту.

Многие в Высшей Краснознаменной школе КГБ СССР были поражены этим поступком подполковника Говорова. Вскоре он был вызван для разъяснений в кабинет начальника ВКШ КГБ СССР. Там был генерал Захаров.

Нелегкий разговор с ним грозил Говорову досрочным окончанием его блестящей чекистской карьеры.

Но Говоров достойно выиграл и этот поединок. Его не посмели тогда наказать, да и полковником он все же стал со временем. Как утверждают знавшие его близко люди, он был достоин стать генералом и непременно стал бы, если б не его строгая принципиальность. Вплоть до выхода на пенсию в 1983 году Александр Говоров неизменно готовил кадры для советских органов госбезопасности. Около 500 высококлассных специалистов подготовил он для них.

Некоторые превзошли своего наставника по званию, став генералами. И все неизменно хранили уважение к наставнику и подарки подписывали такими словами: «Моему учителю», «Учителю, отцу родному»…

****

Не стало Александра Афанасьевича Говорова 20 декабря 2020 года, в День работников органов госбезопасности. Ему было 96 лет.

Прочитать ещё

О подвигах советских зенитчиков в дни битвы на Волге наша газета рассказывала часто. А вот о том, что и в годы холодной войны зенитчикам, проходившим службу в Сталинграде, приходилось выполнять боевые задачи, – широкому кругу читателей практически неизвестно. Давайте восполним этот пробел.
Судьбу подполковника госбезопасности Бориса Соколова предопределила встреча с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем в 1967 году. Знаменитый ас-нелегал пожал курсанту школы КГБ руку и пожелал ему поймать американского шпиона. Абель не ошибся – шпиона Соколов поймал, и не одного. Сейчас, в отставке, подполковник пишет стихи, руководит литературным объединением и занимается ветеранской деятельностью. 17 февраля нашему земляку исполнилось 80 лет.