Мы завершаем публикацию воспоминаний защитника Сталинграда Алексея Яковлевича Артаева, написанных им в конце 70‑х годов, незадолго до смерти. Хронологически воспоминания Артаева охватывают короткий промежуток конца сентября – начала октября 1942 года и описывают тяжелейшие уличные бои за Сталинград. Обратимся к последним записям Алексея Яковлевича, в которых он описывает подвиг своего бойца Бахтиярова.

«...Понимая всю тяжесть нависшего положения над Сталинградом, в те тяжелые дни его защитники, имея легкие ранения, но владеющие еще оружием, оставались в строю и продолжали бой. Вот что хорошо запомнилось.

У пулеметного расчета, которым командовал Бахтияров, взорвалась мина. Взрывной волной отбросило расчет и пулемет.

Ну, думаю, все погибли. Но когда гарь и пыль рассеялись, вижу: поднимается чудом оставшийся в живых Бахтияров.

Он пополз к пулемету, проверил его, можно ли вести огонь, и, встав за «максим» на колени, длинной очередью выпускает остатки пулеметной ленты.

Я и другие солдаты, находящиеся невдалеке от Бахтиярова, кричим, чтобы он ложился.

А он, огромного телосложения, продолжает стоять на коленях, вставляет новую полную ленту, одновременно в сторону врага посылая проклятия за погибших солдат его расчета.

А у самого из ушей, носом и ртом идет кровь – с большим усилием оттащили его тогда от пулемета в укрытие, приказываю ему идти в тыл, к Волге. Он ничего не слышит, тогда показываем ему направление к реке.

И он, этот богатырь, вдруг заплакал, размазывая слезы с кровью.

Просит, чтобы его оставили в роте, не отправляли в тыл: «Прошу, не отправляйте меня, буду делать все, что прикажете – ремонтировать пулеметы, подносить патроны, питание, воду, но в тыл не пойду – я совсем еще не рассчитался за погибших товарищей, за руины Сталинграда...»

И отказать ему в этом было нельзя – потом, будучи тяжело контуженным, Бахтияров честно выполнял свой солдатский долг и в боях за завод «Красный Октябрь» и его поселок, куда мы прибыли в ночь с 12 на 13 октября 1942 года.

…Вспоминая отдельные эпизоды боевых дней, я не хочу выделить подвиги, отвагу лишь отдельных бойцов роты.

Да было бы это и несправедливо: каждый что‑то внес в общую победу, не щадя себя, своей жизни…»

P. S. Наш военный обозреватель Александр Фолиев попытался найти сведения о командире пулеметного расчета Бахтиярове. На архивных сайтах Минобороны РФ есть информация о нескольких солдатах и сержантах, воевавших в составе 193‑й стрелковой дивизии в Сталинграде и имеющих похожие фамилии. Это красноармеец Кабим Бухтияров. Он погиб 29 сентября 1942 года в Сталинграде. а по записям Алексея Яковлевича, «его» Бахтияров продолжал воевать и в октябре.

Еще есть старший сержант Бухтияров Михаил Тимофеевич. Пропал без вести 2 сентября 1942 года в Сталинграде, значит, тоже не подходит.

Воевали в составе 193‑й СД также рядовой Бухтояров Иван Павлович (погиб 30.06.1944) и красноармеец Бахтяров Захар Харидоз (пропал без вести 8.03.1943). Оба они были призваны в армию в 1941‑м, могли воевать в Сталинграде.

Так что пока, увы, первые поиски результата не дали. Но мы надеемся, что сумеем разыскать сведения о судьбе красноармейца Бахтиярова. Возможно, помогут читатели.

 

Это фото Демида Евсеевича Шардакова нам прислали из Пермского края.

Воспоминания комвзвода помогли найти политрука Шардакова

На публикацию 1-й главы воспоминаний Алексея Артаева в редакцию пришел отклик из Пермского края. Главный библиотекарь Ергачинской библиотеки МБУК «Кунгурская ЦБС» Валентина Мощенникова рассказала о своем земляке Демиде Шардакове.  Это о нем с огромным уважением вспоминал Алексей Яковлевич Артаев.

Вот что стало известно о судьбе политрука, защитника Сталинграда Демида Евсеевича Шардакова.

Он родился 28 августа 1914 года в деревне Березники Лушковского сельсовета Очерского района Молотовской области, ныне это Пермский край.

До 30‑го года жил в Очере, здесь закончил начальную школу. Затем работал на ж / д станции Верещагино и пункте «Заготзерна» рабочим. В 1936‑м призван на службу в армию.

В 1938м окончил полковую школу младших командиров 106го стрелкового полка 36й Забайкальской дивизии. Служил год в Чите и столько же в Монголии.

После увольнения в запас стал заместителем директора по качеству зерна на Верещагинском хлебоприемном пункте. В 1940‑м участвовал в советско-финской войне. А в июле 1942‑го вновь призван в армию.

Воевал в Сталинграде, получил тяжелое ранение в боях за Мамаев курган, но сумел добраться до Волги, там бойцы наскоро сделали плот из 2 бревен, привязали к нему раненого и спустили в реку.

Течение вынесло его на другой берег, где Демида Шардакова уже без сознания подобрали и доставили в госпиталь.

В январе 43го он был демобилизован по инвалидности – в госпитале ему ампутировали руку.

 – С 1946‑го по 1976 год работал директором Ергачинского хлебоприемного пункта, был очень уважаемым человеком в нашем поселке, – рассказала Валентина Мощенникова. –  Знаю, что Демид Евсеевич вел переписку со школьниками школы № 35 Волгограда.

Прочитать ещё

В фотохронике Сталинградской битвы есть немало снимков, ставших широко известными. Одно из таких фото сделал Валентин Орлянкин 17 ноября 1942 года. На нем запечатлена военфельдшер, командир санитарного взвода гвардейского отдельного пулеметного батальона 13‑й гвардейской стрелковой дивизии Людмила Гумилина, оказывающая помощь раненому бойцу.
Судьба жителя Волжского, участника Великой Отечественной войны, ветерана правоохранительных органов Николая Федоровича Немцева, ушедшего из жизни в 2020 году, была отмечена многими замечательными событиями. Ему, например, довелось состоять в личной охране Иосифа Сталина и Вячеслава Молотова, сопровождать в поездке супругу премьер-министра Англии Клементину Черчилль. Сегодня мы публикуем очерк об удивительной судьбе нашего земляка.