Вы никогда не были в бронепоезде? Тогда заходите. Вагон этого грозного подвижного состава ждет в мемориально-историческом музее на привокзальной площади Волгограда. Считается, что вдоволь постреляв своих в Гражданскую войну, бронированные поезда к началу Великой Отечественной строем и с песней ушли на запасной путь. Историки говорят - это не так, они сыграли заметную роль даже в Сталинградской битве.

Из некондиции

Научный сотрудник музея Юрий Старцев согласился позировать в роли пулеметчика, попутно рассказав, что еще до Гражданской войны броневагоны проектировали и строили на заводах «Баррикады» (тогда он назывался Царицынскиим орудийным) и ДЮМО (теперь «Красный Октябрь»).

– Здесь собрали 37 бронепоездов, некоторые участвовали в Сталинградской битве, – говорит Старцев. В вагоне четыре пулеметных гнезда, столько же «Максимов» подтянули стволы к этим окошкам. Просторно, но ничего лишнего. Доцент Волжского политехнического института, кандидат исторических наук Максим Опалев давно и серьезно болеет бронепоездами, причем периода именно Сталинградского сражения.

Он считает их особенно яркой и незаслуженно  забытой страницей этой битвы. И с удовольствием рассказывает об этом студентам и посетителям филиала Волжского музейно-выставочного комплекса (Максим здесь заведующий). Начинает с того, что в начале Великой Отечественной на вооружении Красной Армии оказалось 44 бронепоезда.

Каждый состоял из паровоза и двух площадок, одетых в броню толщиной 10-20 миллиметров. На вооружении были пушки и пулеметы. В разгар боев заводы первым делом снабжали танковое производство. Так что на строящиеся бронепоезда шли некондиционные листы или даже обычные стальные плиты разной толщины.

– Приборы электрооборудования и связи применяли главным образом железнодорожного типа, – рассказывает Опалев. – Изготовление бронепоездов в начале войны полностью ориентировалось на местные ресурсы, централизованным оставалось снабжение бронелистом.

Почти зенитки

По штатам военного времени в дивизионе бронепоездов насчитывалось 270-290 человек. Материальная часть каждого строилась на базе четырехосных платформ, закрытых наклонными листами брони. С 1942 года произошла модернизация: на бронеплощадках начали устанавливать башни танков Т-34. В июле 1942 года Ставка направила под Сталинград восемь дивизионов артиллерийских бронепоездов, или 16 машин для обороны железнодорожных коммуникаций фронта. Значительную роль в боях играл 28‑й отдельный дивизион.

Поезда «Узбекистан» и «Комсомол Узбекистана», вооруженные 76‑миллиметровыми танковыми орудиями, прибыли в Сталинград в конце июля, когда со стороны Котельниково продолжала наступать танковая армия Гота.

7-8 августа противник занял разъезд 74‑й км и продвинулся к станции Тингута, прорвав нашу оборону всего в 30 километрах от города. 5 августа дивизион срочно перебросили со станции Котлубань на участок Сарепта – Тингута, там он поступил в распоряжение 64‑й армии генерал-майора Шумилова.

Дивизион получил приказ – во взаимодействии с 13‑й танковой бригадой не допустить прорыва обороны на участке Тингута – разъезд 74‑й километр. Авиация противника в течение дня 9 августа произвела 14 воздушных атак на бронепоезда, в них участвовало 105 самолетов, сбросивших больше трехсот бомб.

Состав получил два прямых попадания в одну бронеплощадку, зато бойцы бронепоезда сбили два «Юнкерса». Максим Опалев восхищается ловкостью этих вроде бы неуклюжих машин:

– В полосе железной дороги они быстро меняли место и были защищены от авиации противника. Это очень важно, ведь на танках до 1944 года не было зенитных пулеметов, и они становились скорой добычей вражеских самолетов. А бронепоезда сами сбивали пикирующие на них истребители!

В первых числах сентября 1942 года в качестве усиления 271‑му стрелковому полку был отдан 73‑й бронепоезд внутренних войск НКВД. Вместе с минометным полком он действовал на перегоне Садовая – Воропоново (сейчас это станция и поселок Максима Горького), поддерживая орудийным огнем наши части. Так что все попытки гитлеровцев ворваться в Ворошиловский район с ходу оказались безрезультатны. День 14 сентября стал для экипажа последним в Сталинградской битве. После прямых попаданий немецких бомб в обе бронеплощадки и паровоз взорвались собственные боеприпасы.

За время боевых действий под Сталинградом бронепоезд внутренних войск уничтожил огнем пушек и пулеметов 20 танков, 18 автомашин, четыре минометные батареи, четыре огневых точки и наблюдательный пункт, два самолета и до двух полков пехоты противника. Бронепоезд награжден орденом Красного Знамени.

На открытом рубеже

Весомую роль в артиллерийской поддержке контрударов 64‑й армии в сентябре – октябре сыграл 28‑й дивизион бронепоездов, которые дислоцировались в Кировском районе на перегоне Горная Поляна – Красноармейск. Ремонтировали их, заправляли углем и водой в депо станции Сарепта. Основной задачей теперь стала огневая поддержка 422‑й стрелковой дивизии, которая совместно со стрелковым корпусом генерал-майора Горячева непрерывно атаковала оборону четырех немецких дивизий в направлении Лысая гора – Песчанка – Ельшанка, а потом к центру города.

25 сентября «Комсомол Узбекистана» сделал огневой налет на скопление пехоты в районе Песчанки, уничтожив две батареи врага. Этот же бронесостав в ночь на 17 октября поддержал своим огнем контратаку 422‑й стрелковой дивизии, подавив при этом две минометные батареи и четыре пулеметные точки.

Действиями бронепоезда противник был деморализован, а наступающая пехота без потерь вновь заняла опорный пункт Купоросная балка.

Через месяц, 25 октября, части 422‑й дивизии при содействии Волжской флотилии и реактивных минометных полков во взаимодействии с 13‑м танковым корпусом перешли в наступление с задачей освобождения всей южной части Сталинграда.

Успешными оказались действия 28‑го дивизиона и в обороне Бекетовского плацдарма. Рубеж действия дивизиона оказался открытым для противника на всем протяжении. Однако бронепоезда обстреливали минные поля и проволочные заграждения, проделывая в них проходы для штурмующих подразделений. Огонь их пушек и пулеметов не давал возможности немецким саперам восстанавливать разрушенные и строить новые укрепления.

Особенно результативным был день 8 декабря. Поддерживая наступление 7‑го стрелкового корпуса в направлении Песчанки огнем с закрытых и открытых огневых позиций Сад Лапшина – Купоросное, оба бронепоезда произвели по хорошо пристрелянным целям десять коротких и мощных артиллерийских налетов.

Итогом стало уничтожение 10 дзотов и блиндажей, проволочного заграждения, штаба части, нанесены значительные потери роте пехоты, накрыты группа из 15 танков и скопление автотранспорта.

Всего за период обороны Сталинграда 28‑й дивизион бронепоездов, по неполным данным, подавил 22 минометные и артиллерийские батареи, 24 пулеметные точки, пулеметную батарею, две роты солдат, разрушил 29 дзотов и блиндажей, штаб части, частично уничтожил танковое соединение, три автоколонны, сбил два самолета. Закончился боевой путь части на Дальнем Востоке. Последней его задачей стало обеспечение в сентябре – октябре 1945 года железнодорожных перевозок в Манчжурии.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В рамках развития мультимедийного проекта «виртуальный музей» залы и выставки Музея Победы стали доступны на мировых картах Google. Панорамные виртуальные туры по экспозициям размещены на Google maps, которые встроены во все мобильные устройства на любых операционных системах. Таким образом, владелец даже самого простого смартфона или планшета в любой точке мира, где есть интернет, может сегодня свободно совершить прогулку по Музею Победы в Москве.
27-летний командир пожертвовал жизнью недалеко от станицы Клетская, чтобы выручить свой взвод из-под сильного огня вражеского пулемета.