На фронтах Гражданской войны были разные виды военной техники, в том числе и новые, появившиеся в стране впервые. Использовались английские и французские танки, которых больше было в частях Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Психологическое воздействие танков на красноармейские части порой было шокирующим. Красноармейцы не имели опыта борьбы с ними, часто отступали с позиций. Позже, осенью 1921 г., во время штурма Каховского укрепрайона, было подбито большое количество «белых» танков. После ремонта их включили в состав РККА и использовали до 1930-х годов.

В Красной Армии бронепоезда, бронемашины, танки составляли значительную часть особого рода сухопутных войск, т. н. бронесил. В условиях Гражданской войны, когда борьба часто велась за железнодорожные узлы и магистрали, бронепоезда стали наиболее мощным средством защиты и нападения. Поэтому повсеместно началось их оборудование.

Рабочие промышленных предприятий и железнодорожных депо не только строили и вооружали бронепоезда, но нередко сами составляли их команды. Первые бронепоезда представляли зачастую обычные вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами, железом. Созданные в течение нескольких суток, они не отличались большой мощью, имели различное количество вагонов и самые различные системы вооружения.

Как «Черепаха» сменила имя

Более мощными были бронепоезда, построенные на крупных заводах Петрограда, Царицына и других городов. Они имели полностью бронированные паровоз, вагоны с хорошо оснащенными башнями или площадками для орудий и пулеметами, установленными внутри и стрелявшими через амбразуры.

В мае 1918 г. в Царицыне были оборудованы первые бронепоезда. Орудийный и металлургический заводы представляли мощную базу для строительства, ремонта и вооружения подобных видов военной техники.


К.Е. Ворошилов с красногвардейцами на фронте под Царицыном у бронепоезда "Коммунист", осень 1918 г.

Бронепоезда нередко переходили из рук в руки и фигурировали у красных под одним названием, у белых – под другим. Примером может служить бронепоезд «Черепаха», отбитый красногвардейцами в мае 1918 г. Для ремонта и вооружения он был отправлен на орудийный завод Царицына.

Рабочие забронировали паровоз, четыре вагона с бронеплощадками, на которых установили четыре трехдюймовые пушки на вращающихся лафетах. В броневагонах были установлены 24 пулемета. В случае необходимости четыре пулемета «Льюис» могли выноситься на крышу. Вагоны были оборудованы телефонной связью.

Команда бронепоезда была набрана из артиллеристов 2-й Сибирской батареи, прибывшей в наш город из Ростова после тяжелых боев. Командовал батареей Д. К. Чернявский.

По просьбе команды бронепоезд был назван «2-й Сибирский», в память о бойцах батареи, погибших в боях под Ростовом и Новочеркасском. По свидетельству газеты «Солдат революции», бронепоезд отличался быстротой и решительностью в действиях.

Все четыре колеса

Во время конных атак возникла острая необходимость огневой поддержки. Появились конные тачанки – легкие повозки с установленными на них пулеметами. Тачанки использовались во всех крупных кавалерийских соединениях белой и Красной армий. Почти все наши представления о тачанке связаны с историей Гражданской войны. Однако же первые боевые колесницы появились еще в Древнем Египте, но они, конечно, имели другое тактическое применение и конструкцию.

В центре одного из залов Мемориально-исторического музея представлена пулеметная тачанка, полученная в 1951 г. из Заволжья. Это были всего лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие, старая обшивка, порванное сиденье. После реставрации тачанка заняла свое почетное место в музее.

Тачанка в экспозиции Мемориально-исторического музея

Боевые будни Гражданской войны вдохновляли лучших музыкантов, композиторов и художников, а военная техника стала непосредственным персонажем песен и картин о том времени.

Стихи поэта М. И. Рудермана в 1936 г. были опубликованы в газете «Правда». Позже участник Гражданской войны в боях под Царицыном К. Я. Листов написал к ним музыку. В 1937 году песня «Тачанка» была исполнена в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах:

Эх, тачанка-ростовчанка,

Наша гордость и краса,

Конармейская тачанка,

Все четыре колеса!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В 1965 году в городе Остров Псковской области был открыт Островский краеведческий музей. Для музея 53 года, можно сказать, «юношеский возраст». Хотя интересного, побывав там, наш военный обозреватель Александр Фолиев нашел немало.
Его называют фотографом Победы - благодаря его чутью на "золотой кадр" многие моменты Великой Отечественной войны стали бессмертными. В Котовском историко-краеведческом музее есть широко известные фотографии, причем это авторские экземпляры, подаренные легендарным советским фотожурналистом Евгением Халдеем.