Великая Отечественная вынудила советскую промышленность ускорить создание аэросаней новых конструкций. В конце июня 1941 года в соответствии с указом Совета труда и обороны промышленность получила задание разработать к зиме надежные боевые и транспортные аэросани и обеспечить их серийный выпуск.

В начале войны транспортные аэросани и волокуши к ним выпускались несколькими предприятиями, в том числе – на деревообрабатывающем комбинате им. В. В. Куйбышева в Сталинграде.

Кроме того, в нашем городе шла подготовка личного состава – проводилось и боевое слаживание вновь формируемых аэросанных батальонов. Предположительно – недалеко от завода, на месте современной больницы № 7.

Суровая, а главное – снежная зима 1942‑1943 годов, как ни удивительно, стала причиной того, что при разгроме окруженной группировки гитлеровцев под Сталинград были переброшены и аэросанные части. На

1 января 1943 года в составе Донского фронта, которым командовал тогда генерал-лейтенант и будущий Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, находились 48‑й, 49‑й и 52‑й отдельные аэросанные батальоны.

Аэросани не случайно появились именно на Донском фронте. Опыт их применения Рокоссовский имел еще с битвы под Москвой, о чем он вспоминал в книге «Солдатский долг»:

«По нашей просьбе В. Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии».

Переброшенные аэросанные батальоны были транспортными. Основное вооружение – транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 / 41 и НКЛ-16 / 42. При движении по снегу или льду они могли развивать скорость до 100 км / ч, поэтому солдаты их называли «снежными тачанками».

В ходе боев под Сталинградом аэросани использовали для организации связи как штабные машины, на них забрасывали автоматчиков в тыл врага.

Специальные подразделения санитарных аэросаней использовали в дальнейшем при ликвидации окруженной нашими войсками группировки немецких войск.

Они подвозили на передовую боеприпасы и продовольствие, а обратными рейсами эвакуировали раненых в медсанбаты. Маршал К. К. Рокоссовский уточнил:

«...Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Аэросанная рота была использована для ударов по немецкому десанту и выполнила эту задачу блестяще...».

За все годы Великой Отечественной войны это был случай самого южного применения аэросаней.

Прочитать ещё

На сайте проекта «Сталинград» Росархива представлены снимки выдающегося советского фотографа Эммануила Евзерихина. Один под названием «Бронеавтомобиль у разрушенных зданий на площади Павших Борцов. Август 1942». На фото в центре Сталинграда - советский бронеавтомобиль БА-10М.
В историю Сталинградского сражения яркие страницы вписали военные корреспонденты – легендарные Константин Симонов, Михаил Шолохов, Василий Гроссман, Илья Эренбург, а еще – Василий Коротеев – наш земляк, уроженец Серафимовича, который работал после школы в сталинградской газете, а уйдя летом 1942-го на фронт, стал военкором «Красной звезды».