Великая Отечественная вынудила советскую промышленность ускорить создание аэросаней новых конструкций. В конце июня 1941 года в соответствии с указом Совета труда и обороны промышленность получила задание разработать к зиме надежные боевые и транспортные аэросани и обеспечить их серийный выпуск.

В начале войны транспортные аэросани и волокуши к ним выпускались несколькими предприятиями, в том числе – на деревообрабатывающем комбинате им. В. В. Куйбышева в Сталинграде.

Кроме того, в нашем городе шла подготовка личного состава – проводилось и боевое слаживание вновь формируемых аэросанных батальонов. Предположительно – недалеко от завода, на месте современной больницы № 7.

Суровая, а главное – снежная зима 1942‑1943 годов, как ни удивительно, стала причиной того, что при разгроме окруженной группировки гитлеровцев под Сталинград были переброшены и аэросанные части. На

1 января 1943 года в составе Донского фронта, которым командовал тогда генерал-лейтенант и будущий Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, находились 48‑й, 49‑й и 52‑й отдельные аэросанные батальоны.

Аэросани не случайно появились именно на Донском фронте. Опыт их применения Рокоссовский имел еще с битвы под Москвой, о чем он вспоминал в книге «Солдатский долг»:

«По нашей просьбе В. Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии».

Переброшенные аэросанные батальоны были транспортными. Основное вооружение – транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 / 41 и НКЛ-16 / 42. При движении по снегу или льду они могли развивать скорость до 100 км / ч, поэтому солдаты их называли «снежными тачанками».

В ходе боев под Сталинградом аэросани использовали для организации связи как штабные машины, на них забрасывали автоматчиков в тыл врага.

Специальные подразделения санитарных аэросаней использовали в дальнейшем при ликвидации окруженной нашими войсками группировки немецких войск.

Они подвозили на передовую боеприпасы и продовольствие, а обратными рейсами эвакуировали раненых в медсанбаты. Маршал К. К. Рокоссовский уточнил:

«...Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Аэросанная рота была использована для ударов по немецкому десанту и выполнила эту задачу блестяще...».

За все годы Великой Отечественной войны это был случай самого южного применения аэросаней.

Прочитать ещё

Сотни боевых асов были воспитаны в сталинградском аэроклубе, созданном в 30‑е годы прошлого века, 9 человек стали Героями Советского Союза. Подвиги, обессмертившие имена пилотов, они совершили в различное время – в советско-финскую войну и в Великую Отечественную, а также в мирные годы. «Сталинградская правда» начинает цикл публикаций об этих летчиках-героях. Первый рассказ – о нашем земляке Иване Федоровиче Базарове, командире эскадрильи 247‑го истребительного авиаполка 203‑й истребительной авиационной дивизии 1‑го штурмового авиакорпуса 5‑й воздушной армии Степного фронта.
В Сталинградской битве принимали участие большинство образцов артиллерийских систем, которые в то время были на вооружении РККА. По тем или иным причинам в различной, даже военной литературе упоминают про несколько «основных» образцов. Казалось бы, почему после завершения битвы на Волге на базах Сталинградской группы войск находились боеприпасы к 76-мм горным пушкам?