15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100  000 рублей на постройку боевого самолета.

По возрасту Ферапонта Петровича, участника Первой мировой и Гражданской войн, Георгиевского кавалера, в армию не призывали. А на руках у него оставались девять внуков.

На Саратовском авиазаводе производили истребители Як-1б. Такой он и вручил земляку – гвардии майору Борису Еремину, командиру 31го гвардейского истребительного авиаполка 8й Воздушной армии. Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Б. Н. Еремин (кстати, выпускник легендарного Качинского военного училища летчиков) служил в Советской армии до 75‑го года.

После того как Еремин провоевал на самолете больше года и был выработан весь ресурс машины, истребитель отправили обратно в Саратов. Сначала его поставили на центральной площади города, а затем поместили в музей. А Ферапонт Петрович собрал еще 100  000 рублей на покупку второго истребителя – теперь уже Як-3. На нем Борис Еремин встретил Победу 9 мая 1945 года в Праге.

Более 20 лет эта машина находилась в США и вернулась в Россию лишь в декабре 2014 года. Недавно закончилась ее реставрация в Музее техники Вадима Задорожного, сотрудники которого любезно предоставили фотографии самолета.

Второй самолет героя реставрировали в Музее техники Вадима Задорожного.

К слову, за годы Великой Отечественной войны построено 2565 боевых самолетов на личные деньги граждан. Сумма эта громадная – 2 млрд 850 млн тогдашних рублей. В это патриотическое движение включились и жители истерзанной (в прямом смысле слова) войной нашей области. Так, свои сбережения на самолет передал колхозник сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области Василий Викторович Конев. Машина получила имя его племянника, погибшего 30 декабря 1942 года, Героя Советского Союза подполковника Георгия Конева.

Этот самолет ЛА-5Фн был вручен легендарному советскому асу Ивану Кожедубу в мае 1944 года. Когда летчик был переведен в другую часть, на этом истребителе летал сначала старший лейтенант Кирилл Евстигнеев, ставший дважды Героем Советского Союза.Позже машина перешла к старшему лейтенанту Павлу Брызгалову. На именном истребителе он одержал 12 побед и был удостоен звания Героя Советского Союза.

P.S. Благодарим сотрудников Музея техники Вадима Задорожного за предоставленное фото самолета Ферапонта Головатого.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

Многие участники великой битвы, оставшиеся в живых на войне, сегодня уже не с нами...героическое поколение уходит, Но мы никогда не забудем того, что они сделали для нас. В Музее Героев Советского Союза и России есть уникальное фото – Василий Петрищев, ветеран, участник Сталинградской битвы, преклонив колено, целует знамя 960‑го стрелкового полка на Мамаевом кургане. Что знаем мы об этом бойце? Как сложилась его судьба, выяснил наш военный обозреватель Александр Фолиев.
Самая большая оте­чественная пушка, исполинская гаубица, 21-метровый ствол орудия главного калибра для самых больших и мощных в мире кораблей – все эти чудеса военной техники в предвоенные годы были изготовлены в Сталинграде, некоторые в единственном экземпляре. Тем трагичнее, что практически все они в силу разных исторических обстоятельств были утрачены во время боевых действий. Наш военный обозреватель Александр Фолиев проследил судьбу орудий-рекордсменов, а помог ему в этом историк Анатолий Рябец.