Когда в Тульской области речь заходит о бойцах, прославившихся в сталинградских боях, первым называют имя Героя Советского Союза Николая Федоровича Тесакова.

Пилот дальней авиации

Его довоенная биография займет всего лишь несколько строчек. Родился 16 декабря 1918 года в деревне Чифировка. В то время – Тепло-Огаревского района, Колычевского сельсовета, а ныне – Киреевского района Тульской области.

В 1930‑м семья переехала в рабочий поселок Косая Гора. Там он окончил семь классов школы при станции Ясная Поляна. Уехал в Москву, где работал слесарем. Поэтому Николая Тесакова часто и москвичи считают «своим» Героем Советского Союза.

В 1939 году он поступил в Кировабадскую военную авиационную школу пилотов. После учебы сержант Тесаков стал пилотом авиации дальнего действия. Обратим внимание, перед Великой Отечественной выпускникам летных училищ некоторое время присваивали не офицерские, а только сержантские звания. В боях он участвовал на Волховском фронте с августа 1941‑го, летал на самолетах ДБ-3 и Ил-4.

Бомбардировщик сбил истребителя

К сожалению, о замечательной судьбе Николая Федоровича не написано подробного исследования. Его военную биографию расскажем по наградным листам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года пилот 83‑го дальнебомбардировочного авиационного полка сержант Тесаков был награжден своей первой боевой наградой – медалью «За отвагу». 29 июня 1942 года приказом командующего войсками Волховского фронта заместитель командира 2‑й авиаэскадрильи 815‑го авиационного полка старший сержант Тесаков был удостоен ордена Красного Знамени.

Интересно, что к награде его представляли уже в октябре 1941 года. К этому времени он был сбит. Но и его экипаж в одном из боев сбил немецкий истребитель Ме-109. Случай на войне, когда тяжелый советский бомбардировщик сбил немецкий истребитель, достаточно редкий!

93‑й дбап, в котором Тесаков начинал войну, весной 1942‑го был расформирован, а его перевели в 815‑й авиаполк. Затем – в 749‑й авиационный полк дальнего действия. Хотя перевели с понижением в должности – пилотом, ему присваивается звание старшины, а потом младшего лейтенанта. За бои в Сталинградской битве в январе 1943‑го его представляют к званию Героя Советского Союза. Из наградного листа: «Тов. Тесаков в совершенстве овладел самолетовождением в любых метео­условиях дня и ночи. В плохую погоду и темную ночь неоднократно вылетал первым для поджога цели.

С этой задачей всегда справлялся отлично, что подтверждают остальные экипажи. 2.10.42 года трижды бомбардировал аэродром противника Обливская, где бомбами и огнем пулеметов было уничтожено 8 самолетов, что подтверждалось остальными экипажами, и 28.10.42 года при бомбардировании аэродрома Сталино (современный Донецк на Украине. – Прим. авт.) было вызвано 4 очага пожаров.

16.10.42 года бомбардировал ж.д. узел Морозовский. Несмотря на сильное противодействие ЗА и ЗП (зенитной артиллерии и зенитных пулеметов. – Прим. авт.), пренебрегая страхом и смертью, с низкой высоты бомбил скопление эшелонов противника, чем вызвано несколько очагов пожаров, сопровождавшиеся взрывами.

Неоднократно выполнял задания по разбрасыванию листовок в глубоком тылу противника. За успешное выполнение боевых заданий командования имеет ряд благодарностей от командования фронтом и дважды награжден правительственными наградами. После последнего награждения совершил 66 боевых вылетов, из них 33 ночью. По обороне Сталинграда совершил 50 успешных боевых вылетов…»

Два героя в одном экипаже

26 марта 43‑го 749‑й апдд был преобразован в 9‑й гвардейский авиационный полк дальнего действия. В июле командир звена младший лейтенант Тесаков награжден дважды – медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Отечественной войны I степени.

Из наградного листа: «Летает в составе экипажа: штурман гвардии капитан Алгазин, стрелок-радист старшина Шулецкий.

За время боевых действий совершил 203 вылета, из них 193 ночью. После последнего награждения совершил 59 успешных боевых вылетов…

Своим личным примером, безотказной боевой работой вдохновляет весь летный состав на отличное выполнение боевых заданий».

Кстати, капитан Александр Алгазин в сентябре 43‑го стал Героем Советского Союза, то есть в одном экипаже летали два награжденных золотой звездой!

***

Николай Тесаков погиб 5 ноября 1943 года. При бомбежке кировоградского аэродрома его Ил-4 расстреляли три мессера. Живым остался лишь штурман Алгазин…

Имя Николая Тесакова увековечено на стеле на Аллее Героев в Волгограде.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

С середины 50-х годов в СССР стала осуществляться политика восстановления справедливости в отношении пострадавших от репрессий. В том числе, это касалось и советских офицеров, побывавших в немецком плену. Некоторые из них, правда, до этого дня не дожили.
В декабре этого года исполнится 80 лет выборам, состоявшимся через год после принятия сталинской Конституции СССР. О том, как велась тогда предвыборная кампания в Сталинградской области, читайте в нашем материале.