15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

Известна ли судьба тех, о ком рассказывали фронтовые писатели и корреспонденты? 13 января 1943 года в газете «Красная звезда» вышел очерк Василия Гроссмана «Сталинградская армия». В некотором роде этот очерк как бы итоговый – автор вспоминает реальных героев, защищавших Сталинград, с кем встречался и говорил. Причем писатель всегда в собственных фронтовых корреспонденциях называл подлинные имена своих героев. Наши журналисты попытались проследить судьбу некоторых из тех защитников Сталинграда, о которых рассказал Гроссман.
Примерно через год после вероломного нападения Германии на СССР, война дошла и до наших краев – 14 июля 1942 года в Сталинградской области было объявлено военное положение, а вскоре и сам город стал прифронтовым. Городская администрация, рабочие предприятий и мирное население активно работали, чтобы обеспечить фронт вооружением и продовольствием. Необходимо было позаботиться и о собственных нуждах на тот случай, если театр военных действий перенесется в городскую черту – ускоренными темпами строились убежища, создавались запасы  провизии и питьевой воды. В жизни предвоенного Сталинграда причудливо сочетались реалии военной и мирной жизни.