15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

Память о героях минувшей войны возможно сохранять по-разному – устанавливать памятники, мемориальные доски, создавать о них литературные произведения. Но можно сохранять память об этих людях в названиях улиц. В Волгограде таких памятных мест немало. Об этом наш Александр Литвинов побеседовал с кандидатом исторических наук доцентом ВГСПУ Светланой Соловьевой, которая занимается исследованиями топонимической системы Волгограда.
Трудно представить себе современный Волгоград без его всемирно знаменитого монумента «Родина-мать зовет!» работы скульптора Евгения Вучетича. Сейчас уже мало кто знает, что были в свое время у Евгения Викторовича совершенно иные идеи относительно главного монумента Мамаева кургана. Свои варианты разрабатывали и другие художники, в их числе – наш земляк, известный скульптор Петр Малков.