15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

17 ноября 1940 года в центре Сталинграда был открыт памятник летчику-герою Виктору Хользунову. Монумент нашему земляку уцелел во время битвы на Волге, и до сего дня он остается одним из знаковых мест Центральной набережной Волгограда. Многие из молодого поколения считают, что это памятник герою Сталинградской битвы. Между тем Хользунов стал Героем Советского Союза еще в 1937‑м и через два года погиб…
19 ноября 1942 года – начало контрнаступления под Сталинградом – современные историки называют триумфом советской артиллерии. Между тем и спустя почти 80 лет после битвы на Волге малоизвестными остаются многие подвиги артиллеристов Сталинграда. Сегодня мы хотя бы частично восполним этот пробел, рассказав о подвиге наших бойцов в излучине Дона под станицей Качалинской в Иловлинском районе нынешней Волгоградской области.