Два года назад «Талибан»* (террористическая организация, запрещенная в России) захватил власть в Афганистане. После того как американские войска, 20 лет обеспечивающие безопасность в стране, покинули республику, боевики радикального движения смогли без боя взять столицу – Кабул. С 15 августа 2021 года талибы** правят государством, за свободу и независимость которого в 1979-1989-м отдали свои жизни около 15 тыс. советских солдат и офицеров. Но сравнивая наше присутствие тогда и роль американских войск теперь, участник Афганской кампании ветеран танковых войск из Волгограда Владимир Россомахин параллели не проводит. Четко объясняет, почему, и напоминает боевые события тех дней.  

Бросили даже вертолеты

Генерал-майор всю жизнь посвятил танковым войскам – прошел Афганистан, Чехословакию, Кубу. У него осталось множество друзей среди афганцев – до сих пор те, кто работал и служил там вместе с ним, передают ему приветы и благодарности. 
Впрочем, в Афганистане вспоминали с большим уважением не только волгоградца Россомахина, но и многих других советских генералов, офицеров и солдат, доблестно исполнявших в этой стране свой интернациональный долг. И в этом, по мнению ветерана боевых действий, одно из отличий советской и американской военных кампаний.

– Американцы находились в Афганистане 20 лет, – говорит Владимир Россомахин. – Когда президент США Джо Байден отдал приказ на вывод войск из Афганистана, штатовцы ничего не передали армии Афганистана, части которой пытались сражаться с талибами**. Просто побросали все, что у них было, включая оружие и боеприпасы. Оставили даже вертолеты! По сути дела, это было стремительное бегство американцев из Афганистана. А досталось все это тому террористическому режиму, который правит страной сейчас. Так что мы из Афганистана ушли, американцы же – позорно оттуда сбежали. 

По мнению Россомахина, талибы** не пойдут ни с кем ни на какой союз – будут пытаться самостоятельно руководить Афганистаном. 

– Придя к власти, они никого больше к ней не допустят, будут жестко ее удерживать, – говорит генерал-майор. – Думаю, будут возможны в Афганистане и новые вооруженные столкновения на религиозной почве.

Автомат дороже пулемета

Находясь в Афганистане во время пребывания там советских войск, генерал-майор Россомахин вел подробный дневник. Он был советником министра обороны Демократической Республики Афганистан (ДРА), отвечал за оснащение афганской армии вооружением и боеприпасами. Его дневниковые записи – это описания увиденного и пережитого за 3 года службы в этой горной стране, с 1984‑го по 1987 год.

Афганская война (1979 –1989) – боевые действия советских войск в Демократической Республике Афганистан для правительственных сил, сражавшихся с вооруженными формированиями моджахедов («душманов») при политической, финансовой и военной помощи стран НАТО, КНР, исламских государств. СССР ввел в Афганистан свой ограниченный военный контингент 25 декабря 1979 года по просьбе руководства страны согласно Договору «о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве». До мая 1988-го, когда начался вывод советских войск, моджахедам ни разу не удалось провести ни одной крупной операции и не удалось занять ни одного крупного города. По официальной статистике, за время боевых действий в Афганистане погибли около 15 тыс. советских военнослужащих и около 400 попало в плен и пропало без вести. 15 февраля 1989 года вывод советских войск из Афганистана был завершен.

Один из драматичных эпизодов был связан с приказом уничтожить базы противника, через которые он получал снаряжение. Две крупных точки располагались близ Джелалабада. Еще две – в районе Кандагара.

– Всего тогда восемь душманских баз мы уничтожили, – вспоминает Владимир Россомахин, листая потускневшие от времени страницы своего военного афганского дневника. – В том числе – крупнейшую, Джавара. Она представляла собой вырытые в горном ущелье на границе с Пакистаном два десятка больших казематов с огромным количеством вооружения, боеприпасов, продовольствия. Даже танки и бронетранспортеры там были. А еще – много героина…

Из Пакистана к базе Джавара вела хорошая дорога, но с афганской стороны никаких подступов к ней не было – вооружение оттуда доставлялось вглубь Афганистана караванами, по горным тропам. Поэтому базу пришлось взорвать. Трофейное оружие, захваченное там, советские войска передали вождям афганских племен. Особенно ценились у них автоматы Калашникова – даже больше, чем пулеметы...

В начале 1987 года было принято решение о выводе советских войск из городов Кандагара, Шинданда, Герата и Торгунди, а также их окрестностей. Наш контингент в соответствии с этим решением выводился со всего иранского направления, и частично – с юга Афганистана. Покинуть страну предполагалось за полгода.

– В то же время нам следовало усилить афганские воинские части на этих направлениях, поэтому советские подразделения оставались в Кабуле, в Джелалабаде и на дороге Кабул – Хайратон, – вспоминает генерал-майор.

Ушли без потерь

Вывод войск из последней, восточной части Афганистана завершился в феврале 1988 года. Наши колонны, шедшие в СССР, по рассказам генерала Россомахина, были построены тогда особым образом. Первым всегда следовал БТР либо БМП. За ними – колесная машина с грузом. А дальше – вереница боевых машин. Стволы у них, через одну, были развернуты поочередно в одну либо в другую сторону. Ощетинившись таким образом стволами, колонна могла открыть стрельбу в любую сторону, в любой момент.

– Причем мы заранее выясняли места, где могла быть засада противника, – говорит генерал Россомахин. – Подходит, к примеру, колонна к зеленой зоне, или к «зеленке», как мы ее называли, и, даже не выясняя, есть там противник или нет, наносит по ней мощный артиллерийский удар. В придачу к этому движущуюся колонну всегда сопровождали боевые вертолеты. 

– Мы ушли оттуда организованно и без потерь, оставив там огромное количество боеприпасов для афганской армии, – продолжает Владимир Россомахин. – Благодаря этому тогдашнему правительству Мохаммада Наджибуллы и вооруженным силам республики удалось сделать почти невозможное – удерживать власть еще несколько лет. Они справились с вооруженным мятежом своего министра обороны Шахнаваза Таная 6 марта 1990 года.

То правительство оставалось даже после 1 января 1992 года, когда Россия из-за распада СССР прекратила поставки всех вооружений и боеприпасов афганцам и отозвала своих советников.

Окончательно контроль над ситуацией Наджибулла утратил только после того, как сам объявил о своей готовности уйти в отставку 18 марта 1992 года.

– Причиной тогда многие называли раскол в правящей народно-демократической партии, – считает генерал Россомахин. – Она разделилась на халькистов и парчамистов. Халькисты – это часть рабочего класса и мелкие лавочники, а парчамисты – более богатые афганцы, помещики и крупные торговцы.

Начальник генштаба афганской армии был халькист. Он восстал против правительства Наджибуллы. Подчиненные ему части перекрыли дорогу, ведущую от советско-афганской границы вглубь страны через перевал Саланг.

Снабжение боеприпасами армейских гарнизонов вскоре прекратилось. Так Наджибуллу, по сути дела, предали свои. После этого талибы захватили Кабул, а Мохаммада Наджибуллу и его брата Шахпура подвергли пыткам и казнили.

*– террористическая организация, запрещенная в России;
**– участники террористической организации, запрещенной в России

Прочитать ещё

Недавно федеральные СМИ сообщили, что местные власти английского Ковентри - побратима Волгограда - готовы установить в центре города памятник в честь Сталинградской победы. Волгоградцы эту инициативу считают значимой как для сохранения исторической памяти, так и для развития народной дипломатии.
Галина Николаевна Тимонина (Плаксиенко) в мае 1947 года приехала в Сталинград, будучи ещё школьницей – она как раз только что окончила 7-й класс. Ее отца-военнослужащего перевели с Северного Кавказа вместе с семьей в разрушенный войной, но постепенно возрождающийся к жизни город. В 75-ю годовщину победы в Сталинградской битве Галина Николаевна через свою внучку передала в редакцию «СП» письмо-поздравление любимому городу, который ещё в юном возрасте преподал ей очень важный жизненный урок.