Весной 1999 года начались бомбардировки Югославии НАТО. Налеты продолжались почти три месяца. Волгоградский иконописец Виталий Илюшкин, потомственный казак станицы Березовской Даниловского района, в те дни был в Белграде. Приехал он туда, чтобы написать в дар местному кафедральному собору Святого Саввы Сербского любимую икону донских казаков – образ Спаса Нерукотворного. Как выяснилось, в этой истории было много удивительного – знаки, встречи. Словно кто-то вел героев, указывая им путь.

«Береги казачью честь, сынок!»

Тогда, в апреле 1999 года, Виталий преподавал иконоведение студентам богословского факультета Царицынского православного университета. Близилась пора выпускных экзаменов.

– Кто‑то из студентов, – вспоминает Виталий, – сказал мне в те дни: «Новость узнал печальную: в Косово натовскими ракетами поврежден сербский православный монастырь XIV века Грачаница».

С этого известия все и началось. Студенты и преподаватели университета, братья монахи Свято-Духова монастыря высказали желание оказать помощь сербам, собрать подписи в защиту народа Югославии. В ряде волгоградских изданий были опубликованы два их открытых письма.

А Виталий тогда решил поехать в Югославию – написать там икону. В Волгограде он вместе со своими студентами поднялся на Мамаев курган, набрал там землю Сталинграда.

Взял он с собой в дорогу и складной мольберт, кальку с иконы Спаса Нерукотворного – список с новгородской иконы XII века из собрания Третьяковской галереи. Перед отъездом в Югославию долго стоял он в Третьяковке перед этой иконой, прося у Бога помощи исполнить задуманное.

Владыка Герман, в то время архиепископ Волгоградский и Камышинский, благословил Виталия на поездку. В Москве полковник Бражников, возглавлявший комитет Госдумы помощи Югославии, сказал ему, напутствуя: «Пущенную стрелу невозможно вернуть». А отец Виталия Николай Петрович, провожая его в аэропорту Шереметьево, дал сыну строгий наказ: «Береги казачью честь, сынок!»

«За што?»

Едва прибыв в Белград, отправился Виталий помолиться в собор Святого Саввы. Попросил благословения у священника отца Бранко на написание иконы Спаса. Жить устроился в студенческом общежитии на берегу Дуная.

Спать по ночам не давал в те дни шум моторов натовской авиации, студенты часто сидели ночи напролет на крыше общежития, наблюдая всполохи от разрывов бомб. Был часто слышен в небе и странный шелест – летели над Белградом американские крылатые ракеты…

Разрушенным оказалось и здание Белградского радиотелецентра, там погибли 16 сотрудников. На митинге, прошедшем здесь вскоре, Виталий рассыпал в окрестностях руин землю с Мамаева кургана. В тот день не раз звучали сигналы воздушной тревоги, но никто, даже дети, не ушел с того митинга…

На обелиске с именами погибших журналистов, установленном потом у разбомбленного Белградского радиотелецентра, есть надпись на сербском, которая не нуждается в переводе на русский: «За што?»

Руины Радиотелевизионного центра Белграда после ракетной атаки. Май 1999 г.

Дар от волгоградцев

Деньги на доску для иконы Спаса Нерукотворного собрали в складчину тогда Виталию сотрудники торгового представительства России в Белграде.

Саму икону он писал около двух месяцев. Освящена она была в начале ноября того же 1999 года настоятелем Русской православной церкви в Белграде, в жилах которого течет как русская, так и сербская кровь.

– Я преподнес затем эту икону храму Святого Саввы, говорил при этом жителям Белграда о любви русского народа к сербам и к их родной Югославии, – вспоминает Илюшкин. – И сербы, подходя ко мне, целовали мне плечо, чем выражали свою благодарность России. Свою икону я провез затем по древним сербским монастырям в крае Косово.

С бронетранспортером для поездки помог военный атташе посольства России в Югославии генерал-лейтенант Евгений Бармянцев. Оказалось, что он родился в Сталинграде под фашистскими бомбами в 1942-м!

Первым на маршруте и стал тот самый древний монастырь Грачаница, с разговора в Волгограде о котором и началась поездка Виталия Илюшкина в Югославию.

Теперь эта икона находится над входом в дом причта кафедрального собора Святого Саввы в Белграде. А для монастыря Грачаница в 2002 году Виталий Илюшкин написал и привез из России еще одну такую же икону. Так что в Сербии две иконы Спаса Нерукотворного работы волгоградского иконописца, ставшие даром сербам от России и волгоградцев.

Прочитать ещё

Известный волгоградский блогер Антон Александров вот уже 10 лет увлекается конспирологией и в свете этой теории изучает историю родного края. Исследовав советские газеты и сводки Совинформбюро за ноябрь и декабрь 1942 года, он пришел к сенсационному выводу: не было никакого сталинградского «котла»! Более того, советское командование считало окружение немецкой группировки под Сталинградом неудачей.
Есть довольно известная и одновременно уникальная фотография. На ней изображен на танке советский пехотинец с ППШ. Подпись: «Танки 241‑й тбр атакуют врага. На переднем плане М3А1 «Суворов». Надпись на башне, частично закрытая автоматчиком, гласит: «Сломим фашистов!!!» Донской фронт, сентябрь 1942».