Среди самых необычных образцов вооружения Красной Армии, которые применялись в дни Сталинградской битвы, прежде всего стоит назвать бутылкометатель Иночкина.

Иван Петрович Иночкин (1903–1978) – уроженец села Антиповка Камышинского района. Автор и создатель первой в мире автоматической линии в машиностроении (1939). Награжден серебряной медалью ВСХВ (1939). По его предложению на СТЗ был создан первый в стране отдел механизации и автоматизации.Награжден орденом «Знак Почета», медалями.

Почтовый конверт, посвященный изобретателю Иночкину

Наверное, самым первым об этом вооружении написал Александр Михайлович Водолагин. С 39-го по 49-й год он был секретарем Сталинградского обкома ВКП (б), поэтому получал информацию в прямом смысле из первых рук. В одной из своих статей он рассказал:

«Вопросы изобретательства, рационализаторских предложений сосредоточивались у секретаря обкома партии И. И. Бондаря. Как-то он позвонил:

– Есть новинка системы Иночкина, может быть, подойдет для ополчения.

Иван Петрович Иночкин – изобретатель первой в нашей стране автоматической линии из агрегатных станков и полуавтоматов, вступившей в строй в 1939 г. на Сталинградском тракторном заводе. Как изобретатель он по-своему откликнулся на призыв оказать помощь фронту: изготовил бутылкометатель – приспособление для метания противотанковых бутылок с зажигательной смесью «КС». Образец этой новинки он и доставил в обком».

Проблема борьбы с танками противника летом 42-го стояла очень остро. Не секрет, что в начальный период Великой Отечественной в военном лексиконе был термин «танкобоязнь». Причины ее – не только панические слухи о всесильности немецких танков, но и слабость организации нашей противотанковой обороны.

Бутылку с зажигательной смесью даже хорошо подготовленный боец-истребитель танков мог кинуть во вражескую машину на 25-30 метров. Но для этого ему еще надо было приблизиться к танку на поле боя. К тому же стеклянная бутылка не была безопасной в обращении – вспомним гибель Михаила Паникахи… А бутылкометатель Иночкина имел дальность действия 75-100 метров.

Если говорить о его конструкции, то он представлял собой винтовочную мортирку – корпус бутылкометателя закреплялся на стволе 7,62-мм винтовки Мосина. Так что он – один из «предшественников» современных фугасных огнеметов и подствольных гранатометов. Бутылкометатели Иночкина приняли на вооружение и выпускали на заводе «Баррикады».

Сегодня историки спорят: создал Иван Иночкин собственную конструкцию или усовершенствовал бутылкомет системы Цукермана. В любом случае идея создания приспособления для заброса бутылок на дальность более 30 метров витала в воздухе.

К сожалению, этот необычный образец сталинградского вооружения увидеть сегодня непросто: в большинстве экспозиций его нет. Но благодаря сотрудникам Центрального музея Вооруженных сил России мы публикуем фото бутылкометателя Иночкина – экспонат находится в зале, посвященном Сталинградской битве. Жаль, что там нет фамилии изобретателя…

Прочитать ещё

В свое время популярной была «Песня военных корреспондентов». А в ней такие слова: «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли...» Наверняка эту песню исполнял в кругу друзей и наш земляк Степан Федорович Курунин (1911-1964), с 1936-го фотокорреспондент «Сталинградской правды». В 105-й день рождения «Волгоградской правды», мы вспоминаем и об этом нашем легендарном коллеге.
Единственный образец шанцевого инструмента, который знает, наверное, каждый, даже те, кто не служил в армии, – лопата. Не обычная, а большая саперная лопата БСЛ-110. Она входила, входит и еще долго (судя по всему, не одно десятилетие) будет входить в комплекты всей – абсолютно! – советской и российской военной техники и вооружения.