Наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ продолжает цикл материалов об оружии Великой Победы.

С ноября 1942 года по программе ленд-лиза в Советский Союз начались поставки американских танков М4А2 «Шерман». Это был основной средний танк США в годы Второй мировой войны.

С февраля 42‑го по июль 45‑го американские предприятия выпустили 49 234 таких бронемашины. Этот танк американского производства стал третьим после советских Т-34 и Т-54 массовым танком в мире. Эти боевые машины принимали участие и в Сталинградской битве.

В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Иван Якубовский писал: «... Свои боевые машины мы придирчиво сравнивали с поступившими к нам на вооружение несколькими образцами американских и английских танков. Сравнение было явно в нашу пользу. Комфортабельный «Шерман» был менее маневренен и слабее в огне, имел тонкую броню. «Черчилль» грешил тем же, кроме того, имел гусеницы, на которых с большим трудом можно было преодолевать даже небольшие подъемы и спуски...».

Позволю не согласиться с выдающимся мастером танковых ударов. Специалисты считают, что в основном танк М4А2 практически полностью соответствовал советскому Т-34, поэтому в ходе боевых действий применялся таким же образом, без каких‑либо особенных отличий. Хотя по ряду некоторых параметров уступал ему, в частности по защищенности бортов.

Между тем советские танкисты хорошо приняли американские танки, хотя не сразу научились правильно эксплуатировать «импортную» технику. Особенно они отмечали удобство работы экипажа по сравнению с советскими танками, высокую надежность агрегатов, качество приборного оборудования и средств связи.

«Шерман» в движении был гораздо менее шумным по сравнению с советскими танками, в частности Т-34 сталинградского производства. Специалисты также отмечали плавность хода американской бронемашины  и мягкость  ее подвески.

Однако, несмотря на сходство с Т-34 в боевых параметрах и удобство в эксплуатации, заметного влияния на ход боевых действий под Сталинградом  участие «американцев» не оказало...

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В вечернем сообщении Совинформбюро от 31 января 1943 года сообщалась радостная новость – в Сталинграде пленили командование 6-й немецкой армии. И первой фамилией в длинном списке пленных немецких офицеров была фамилия генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. На кадрах советской кинохроники трудно признать командующего армией в этом долговязом, истощенном человеке в болтающемся на худом теле кителе. Самые интересные фото о пленении Паулюса в Сталинграде смотрите в нашей фотоподборке.
«Сталинградский бронепоезд» – этим материалом в ноябре минувшего года наша газета открыла еще одну, не очень известную страницу великой битвы на Волге: речь шла о подвиге тех, кто создавал бронепоезда и кто на них отважно сражался с фашистами. И сразу же в нашу редакцию пришли отклики, в том числе от краеведов, изучающих эту часть героической Сталинградской летописи. Благодаря нашим неравнодушным читателям история подвига бронепоездов во время Великой Отечественной войны дополнилась новыми фактами и свидетельствами.