Разработан в 1930 году Борисом Шпитальным и Иринархом Комарицким. Производился с 1932-го по 45-й годы, всего было выпущено около 150000 штук. Устанавливался на все советские самолеты, выпускаемые с 1934-го по 41-й годы.
ШКАС – первый пулемет, разработанный специально для авиации – для стрельбы патронами повышенной надежности с бронебойно-зажигательными пулями. Производился в трех вариантах – турельный, крыльевой и синхронный, выпускались и спаренные установки.
Авиационный пулемет ШКАС по праву считается гордостью отечественной школы стрелкового оружия. Даже несмотря на то, что отношение к его создателю – Борису Шпительному – у современников и историков далеко не однозначное.
Есть известная легенда о том, что экземпляр ШКАСа… хранился в Рейхсканцелярии фашистской Германии. Среди выставленных там трофеев советские солдаты обнаружили незнакомый им образец стрелкового оружия под стеклянным колпаком, который на поверку оказался пулемётом ШКАС. К нему были приложены документы, которые гласили, что этот пулемёт должен находиться в Рейхсканцелярии до тех пор, пока немецкие конструкторы не смогут создать подобный или превосходящий ШКАС образец оружия.
И хотя эту историю впервые рассказал сам Б. Г. Шпитальный в статье, напечатанной 10 мая 1965 года в тульской газете "Коммунар", опровергнуть, как, впрочем, и подтвердить ее пока никто не смог.
По словам Шпитального, попытки немецких конструкторов создать лучший, чем ШКАС, образец оружия продолжались якобы до самого конца войны и успехом не увенчались.
Тактико-технические характеристики:
Калибр, мм 7,62
Патрон 7,62х54R
Масса, кг
турельный 10,5
крыльевой 9,8
синхронный 11.1
Вид боепитания ленточное
Скорострельность, выстр./мин
турельный и крыльевой 1800
синхронный 1650
начальная скорость пули, м/с
турельный и крыльевой 775-825
синхронный 800-850